НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 05:27

Нулевой цикл — самый ответственный и тяжелый этап в строительстве

13 апреля 2015 в 06:00

ГК «Стройкомплекс» специализируется исключительно на генподрядных работах. Основа бизнеса — жилые дома, в том числе малоэтажные комплексы и коттеджные поселки, хотя компания также строит и реконструирует промышленные и общественно-деловые здания. В прошлом году фирма начала возводить элитный жилой комплекс «Крестовский de luxe» на пр. Динамо, 44 (застройщик — компания «Газпромбанк-Инвест»). Об особенностях генподряда, взаимоотношениях с заказчиком, проектировщиком и надзорными органами рассказал генеральный директор ГК «Стройкомплекс» Егор Серебряков.

Серебряков Егор Константинович
Серебряков Егор Константинович
генеральный директор
ИСК Стройкомплекс

ГК «Стройкомплекс» специализируется исключительно на генподрядных работах. Основа бизнеса — жилые дома, в том числе малоэтажные комплексы и коттеджные поселки, хотя компания также строит и реконструирует промышленные и общественно-деловые здания. В прошлом году фирма начала возводить элитный жилой комплекс «Крестовский de luxe» на пр. Динамо, 44 (застройщик — компания «Газпромбанк-Инвест»). Об особенностях генподряда, взаимоотношениях с заказчиком, проектировщиком и надзорными органами рассказал генеральный директор ГК «Стройкомплекс» Егор Серебряков.

Мы выиграли тендер, в котором участвовали пять-шесть компаний. Думаю, решающим аргументом для заказчика стал предложенный нами комплексный подход, а также опыт строительства элитных объектов, хотя мы предлагали далеко не самую низкую цену.

Мы продолжаем возводить элитный комплекс «Смольный парк», очень похожий по идеологии и уровню. В проекте «Крестовский de luxе» мы получили полный перечень задач, на первом этапе мы выполняем 75–80% всех работ своими силами, не привлекая субподрядчиков. В кризис «доля самостоятельности» будет только расти: надежных партнеров объективно становится меньше, даже проверенные фирмы начинают «сыпаться» под давлением внешних обстоятельств. Поэтому приходится все делать самому. С другой стороны, это дает возможность выдерживать сроки и гибко реагировать на ценовые колебания. У меня — свой парк техники и свои бригады рабочих, и я могу регулировать уровень прибыли.

Субподрядчиков привлекаем только на специальные работы: шпунтовое ограждение, забивка свай, а также вывоз и утилизация отходов и грунта.

При комплексном подходе нужно учесть все потенциальные риски, даже те, которые заказчик, возможно, не видит или не знает. Это касается специфики работы на Крестовском острове, а также внешних факторов, включающих последние веяния в законодательстве, от требований УФМС до новинок в налоговой сфере. Например, с этого года в законе появились нововведения для трудовых мигрантов. Они должны сдавать обязательный экзамен, а мы обязаны предоставлять в УФМС договор о найме конкретных людей, отчислять налог и т. д. Механизм оформления иностранных рабочих до конца не отработан, все так быстро меняется, что не всегда поспеваем за нововведениями, все время приходится догонять. Но если я что-то упущу — потеряю деньги, так как сумму контракта может пересмотреть только заказчик.

Кстати, из-за скачка курса валют в конце прошлого года у нас практически не осталось гастарбайтеров из Средней Азии. На смену им пришли рабочие из Петербурга и Ленобласти, а также беженцы из юго-восточных районов Украины. Все они официально оформлены. Такая же картина наблюдается и на других наших объектах.

Островная специфика

На Крестовском действуют серьезные ограничения для грузовиков. Без спецпропуска туда не въехать, особенно днем. Но и здесь нормативы меняются. Раньше покупали разрешение на год, затем этот срок сократили до квартала, сейчас появились новые ограничения. На каждую машину приходится собирать уйму бумажек. Плюс — особое отношение к поддержанию порядка на стройплощадке, регулярная уборка прилегающей территории. Администрация района внимательно контролирует ситуацию. Считаю, что мы содержим площадку в идеальном состоянии.

Довольно тяжелыми оказались работы нулевого цикла. Площадка — на берегу реки, и уже на глубине 1,5 м обнаружилась вода. Вдобавок стояла осень, на нас лило еще и сверху. Пришлось активно использовать погружные иглофильтры, чтобы понизить уровень грунтовых вод в котловане. Это дорого, технологически сложно и требует круглосуточного присутствия дежурной службы на объекте. К тому же этот процесс замедляет общий ход работ. Но не понизив уровень воды, невозможно запустить технику. Потом начались заморозки. Чтобы вода и грунт не замерзали, нам приходилось утеплять и греть площадку. Одним словом, на проспекте Динамо мы получили весь возможный набор неприятных факторов, который может возникнуть на стройплощадках Петербурга. И погода не дала никаких поблажек.

Нулевой цикл — самый ответственный и тяжелый раздел в строительстве дома. На этот этап приходится больше всего нестандартных ситуаций, которые невозможно предугадать. К счастью, мы находим полное взаимопонимание и с заказчиком, и с проектировщиком. Нас слышат, когда нужно, идут на оперативные изменения в проекте.

Сейчас эта стадия практически завершена, на первых трех корпусах уже начинаем подниматься вверх. Теперь и грязи станет меньше, и вид уже другой.

Предъявите билет

Каждый промежуточный этап работ жестко контролируется. Помимо государственных органов выстроена своя система авторского и технического надзора у заказчика и проектировщика. Работает также наша внутренняя служба контроля, сотрудники которой находятся на площадке каждый день, включая выходные. Контроль — многоступенчатый. На первом этапе проверяется соответствие сертификату всех завозимых на площадку материалов. Кстати, после скандалов с запахом аммиака в домах некоторых застройщиков мы вынуждены держать еще и свою лабораторию. Прямо на площадке бетон анализируется экспресс-методами. Это позволяет выявить некачественную продукцию, к тому же бетон проверяет сам производитель на заводе. К счастью, на проспекте Динамо ничего подозрительного пока не выявляли, хотя в других проектах случалось разворачивать машины с бетоном.

Также оперативно, за несколько часов, определяется качество арматуры и других материалов.

Помимо входного контроля предусмотрена приемка скрытых работ на каждом этапе, например, при заливке армированных конструкций. Причем от заказчика присутствует целая бригада из разных специалистов. Одни принимают свайные работы, другие — заливку бетона. За нарушение технологии предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. Кстати, хочу отметить, что у компании «Газпромбанк-Инвест» вся технологическая цепочка выстроена идеально: подобраны квалифицированные специалисты по каждому разделу, все решения принимаются оперативно и в то же время взвешенно. Спорные вопросы, конечно, возникают, но мы всегда находим компромисс. Заказчик не склонен бездумно соглашаться на дополнительные траты, но когда нет другого выхода, идет навстречу. Бывают и встречные пожелания. Например, застройщик, понимая важность поддержания чистоты на Крестовском острове, попросил установить вместо двух постов мойки четыре, а также вдвое увеличить количество людей, которые отвечают за помывку машин и уборку территории.

Мы принципиально не беремся за объекты эконом-класса, так как за выделяемые на них деньги невозможно построить нормальный дом. Не экономь, добавь рубль и сделай качественно! Нельзя строить плохо, тем более на Крестовском. Все-таки это одно из лучших мест в городе, и думать, что потом все грехи спишутся, а победителей не судят, — такого мы не можем себе позволить. Помимо всего прочего я чувствую моральную ответственность. Мне тоже важно, чтобы в проекте «Крестовский de luxе» все было сделано идеально. Ведь потом я буду водить сюда других заказчиков. Это и самореклама, и реклама заказчика, и продажи.