НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 05:09

Полпроцента — не та величина, чтобы еще 10 лет жить у тещи

27 октября 2014 в 06:00

Больше года Северо-Западный банк Сбербанка использует при работе с застройщиками и агентствами недвижимости систему «Партнер-онлайн». Она позволяет клиентам, пришедшим в офис партнера, чтобы выбрать квартиру, тут же подать заявку на получение ипотеки в Сбербанке. Об особенностях и возможностях системы мы беседуем с директором Управления по работе с партнерами банка Аркадием Бочарниковым.

Бочарников Аркадий
заместитель управляющего филиалом банка в Петербурге — руководитель розничного бизнеса
Банк Глобэкс

Больше года Северо-Западный банк Сбербанка использует при работе с застройщиками и агентствами недвижимости систему «Партнер-онлайн». Она позволяет клиентам, пришедшим в офис партнера, чтобы выбрать квартиру, тут же подать заявку на получение ипотеки в Сбербанке. Об особенностях и возможностях системы мы беседуем с директором Управления по работе с партнерами банка Аркадием Бочарниковым.

– Система внедряется только в Петербурге?

– Нет, работа шла параллельно по всей стране, Петербург не был пилотным регионом. Однако именно здесь программа нашла наилучший отклик. Серьезные петербургские застройщики, такие как Setl Group, ЛСР, оказались более продвинутыми в плане внедрения новых технологий.

Наша система постоянно модернизируется, в ней появилась возможность обратной связи, в ближайшее время добавится инструмент «iМик», позволяющий подобрать наиболее удобный вид кредита исходя из заданных параметров.

– Когда клиент приходит в офис к застройщику или риэлтору, он сам формирует заявку?

– Клиенту рассказывают об особенностях той или иной ипотечной программы, и он сразу выбирает не только объект, но и кредит. Ему не надо идти в два офиса. Требуется стандартный пакет документов в рамках имеющихся программ. И уже на месте сотрудник формирует заявку на ипотечный заем. Мы обучаем персонал компаний-партнеров.

Сейчас по Северо-Западу в банк заявки через «Партнер-онлайн» направляют 385 застройщиков и агентств недвижимости. К примеру, в августе поступили 2152 заявки, в том числе 1546 — в Петербурге.

– Две-три заявки на офис в месяц — это немного.

– Это в среднем, по всем партнерам. В программе участвуют и маленькие агентства, и крупные застройщики.

– То есть для клиента главный плюс — в экономии времени. А в чем выгода для партнеров?

– У партнера появляется конкурентное преимущество в виде дополнительного бесплатного сервиса для клиентов.

Кроме того, система позволяет в режиме онлайн получать информацию о статусе кредитной заявки и оперативно обсуждать все возникающие вопросы с сотрудниками банка. Пакеты, пришедшие через эту систему, рассматриваются быстрее.

Наконец, партнеры автоматически получают информацию о наших новых акциях и могут оперативно сообщить о них покупателям.

– Какую долю в общем потоке заявок составляют документы, переданные от партнеров?

– По Петербургу доля заявок от онлайн-партнеров стабильно держится в пределах 40%. Всего за месяц в банк поступает около 4000 заявок.

– Случаются ли ошибки в документах, принятых в партнерском офисе?

– Мы постоянно проводим обучение, и сейчас качество заявок выровнялось. Более того, в последнее время партнеры подают пакеты документов, которые по качеству подготовки (заполнение анкет, отсутствие ошибок, комплектность) выполняются на уровне сотрудников банка. Понятно, что разница совсем небольшая — 15% возвратов или 13, но качество приличное, и это радует. Ипотечные брокеры, которые работают в агентствах недвижимости, в офисах застройщиков, — специалисты высокой квалификации.

– Доля заявок на новостройки растет?

– Если говорить по тем заявкам, которые идут по программе «Партнер-онлайн», то в Петербурге 85% сделок — по новостройкам. В целом по банку доля первичного рынка — около половины.

– Что должны сделать застройщик или агентство недвижимости, чтобы подключиться к системе «Партнер-онлайн»?

– Прежде всего, обратиться в наше управление с соответствующей просьбой. А дальше все просто. «Партнер-онлайн» не требует установки специального программного обеспечения и финансовых затрат, нужен лишь компьютер с выходом в Интернет. Этой услугой может воспользоваться любой партнер банка.

Кстати, у программы очень простой интерфейс, и пользоваться ею легко. Техническая поддержка системы осуществляется силами банка, и для партнера это совершенно бесплатно.

– Есть ли внутренняя конкуренция между собственными предложениями застройщиков по рассрочке и банковской ипотекой?

– Рассрочку тоже можно рассматривать как форму кредитования, только за счет застройщика. Если, конечно, сегодня компания может себе это позволить. Там, естественно, другие условия: срок значительно короче, возможно, другая стоимость квартиры и т. д. Это же для строителей все равно замораживание средств. А нужно вести стройку, платить рабочим, переводить налоговые отчисления и так далее. Серьезную рассрочку могут себе позволить те, кто имеет доступ к финансовым ресурсам, компании с устойчивым финансовым положением.

– Недавно объявленное Сбербанком повышение ставок по ипотеке приведет к сокращению числа заемщиков?

– Пока трудно оценить. Меняются не только ставки, но и другие условия, надо будет оценивать итоги этого шага в комплексе. Повышение ставок всего лишь «догоняет» инфляцию, и тот, кто собрался покупать квартиру, кто считает, что ему нужно решать жилищный вопрос сегодня, будет это делать. Полпроцента — не та величина, чтобы еще 10 лет жить у тещи. Ясно, что уменьшится доля инвестиционных покупок.

– Коммерческие банки сетуют на то, что сейчас рынок формируют госбанки и конкурировать с ними все сложнее. Насколько справедливы такие оценки?

– В Петербурге три ведущих банка формируют около 80% ипотечного рынка. Это не только ликвидность (доступность финансовых ресурсов), здесь работают и наличие разветвленной сети, и технологии.

– Обучение сотрудников в «партнерских офисах» — это затраты. Они оправданны? Отбились ли эти расходы?

– В прошлом году доля Сбербанка на ипотечном рынке Петербурга составляла около 17%, в этом году она увеличилась до 38%. Мы считаем, что это положительный фактор.