НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:04

Одного Газпрома в роли драйвера для Петербурга недостаточно

22 апреля 2013 в 06:00

На рынке консалтинга — череда кадровых перестановок. Офис компании Colliers International в Петербурге недавно возглавил Андрей Косарев, трудившийся в московской (а прежде — в петербургской) команде Jones Lang LaSalle. О круговороте консультантов и брокеров, о значимости брендов и о специфике бизнеса в обеих столицах г‑н Косарев рассказал «НП».

Косарев Андрей Александрович
Косарев Андрей Александрович
консультант по недвижимости

На рынке консалтинга — череда кадровых перестановок. Офис компании Colliers International в Петербурге недавно возглавил Андрей Косарев, трудившийся в московской (а прежде — в петербургской) команде Jones Lang LaSalle. О круговороте консультантов и брокеров, о значимости брендов и о специфике бизнеса в обеих столицах г‑н Косарев рассказал «НП».

– Кадры из одной консалтинговой компании в другую переманивают все активнее. Особенно этот процесс заметен в Москве, где по рынку мигрируют целые команды. С чем, на ваш взгляд, это связано? С дефицитом специалистов?

– Действительно, все началось со столицы, где произошло несколько крупных последовательных перестановок в международных компаниях, а дальше процесс закрутился. Если из одной фирмы, которая входит в число лидеров рынка, уходит отдел ритейла, ей требуется новая мощная команда, чтобы обслуживать портфель имеющихся проектов. А потом все идет по цепочке. Причины этого явления, на мой взгляд, в том, что начинается новая фаза развития рынка. Еще недавно на нем наблюдался застой. В кризис кадровых перемещений было очень мало. Люди предпочитали держаться за прежнее место и заниматься теми же проектами.

Как только рынок коммерческой недвижимости стал активно восстанавливаться: увеличился объем сделок, возобновился девелопмент, — профессионалов стали переманивать.

Кстати, в Петербурге работу, как правило, меняют все же отдельные консультанты, а не группы.

– Дополнительную пикантность этому круговороту профессионалов придает то, что сотрудники не просто уходят, они забирают с собой проекты, которые сопровождали…

– Так происходит не всегда. Все упирается в юридические аспекты. Ведь контракт на консалтинг и брокеридж заключается с компанией, а не с командой. В некоторых случаях клиенты несмотря на сложившиеся отношения со специалистами предпочитают прежнего партнера. В последнее время на рынках двух столиц мы видели примеры различных стратегий.

– Как известно, в ситуации с ТРК Hollywood у ст. м. «Пионерская» девелопер (СК «Элис») поменял эксклюзивного консультанта — Jones Lang LaSalle — после того, как два ключевых сотрудника перешли на работу в Colliers International…

– Воздержусь от комментариев.

– Речь идет только о перетасовке кадров или вы расширяете штат в связи с некоторым оживлением на рынке?

– Усиление отделов происходит там, где есть новые бизнес-возможности. Например, в складском сегменте их сейчас немного. У одного из крупнейших собственников качественных складов в России — компании Raven Russia — осталось в Петербурге всего 6000 кв.м свободных площадей, и на этот блок имеются несколько претендентов.

– Между ними, видимо, идет активный торг?

– В том числе и торг. Однако у и арендодателя высокие требования к потенциальному клиенту (репутация, гарантии, профиль деятельности и т. п.), и будущие арендаторы — тоже компании серьезные, со своими запросами. Так или иначе, в скором времени эта вакансия будет закрыта.

Свободных качественных складов в Петербурге осталось не более 1,2% от общего объема предложения, и их количество продолжает сокращаться. Поэтому никто из брокерских компаний пока не расширяет команды в этом сегменте.

В офисном секторе конкуренция среди консультантов тоже довольно высокая. В Москве емкость этого рынка на порядок больше, вдвое выше арендные ставки и средний размер сделок. Даже по приблизительным подсчетам выходит, что на сдаче в аренду офисов в столице брокеры могут заработать примерно в 20 раз больше, чем в Петербурге. Между тем консалтинговых фирм у нас не меньше. Так что этот пирог — более компактный и менее прибыльный — делит между собой такое же количество игроков.

При этом есть два рыночных сегмента, которые играют роль локомотива. Первый — торговая недвижимость. Сейчас мы работаем на эксклюзивных началах с 10 проектами ТРК на Северо-Западе. Шесть из них — в Петербурге, остальные — в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске. Бизнес развивается активно, поэтому мы продолжаем набирать людей на это направление. Хотя рынок тоже непростой и конкурентный. Брокерам приходится предпринимать серьезные усилия, чтобы привлечь арендаторов в новые петербургские ТРК. Для успешной работы торговому центру уже недостаточно удачной локации, грамотного девелопера и выверенной концепции. У некоторых операторов квота по открытию магазинов в городе на этот год исчерпана. Торговые точки отдельных сетевиков уже начинают бороться между собой за покупателей. Петербургу нужны новые бренды. Например, недавно мы привлекли в ТРК «Европолис» детский тематический парк «Минополис» (Австрия).

Высок интерес ритейлоров к городам с населением до 500 тысяч человек. Доходность там приличная, а конкуренция низкая.

Второй перспективный сектор, которым мы занялись относительно недавно, — элитное жилье. Игроки оживились в связи с отменой проекта «Набережная Европы», который мог значительно ужесточить конкуренцию на рынке, и с переездом газпромовских структур. Сделки по покупке участков под жилую застройку очень активно совершались в прошлом году, продолжаются они и сейчас.

Исторически в Петербурге дорогими квартирами занимались две известные строительные компании с мощными отделами продаж, которым брокеры были не особенно нужны. Сейчас выходит много новых проектов, некоторые девелоперы дебютируют в этой сфере. Среди них есть фирмы, которые до недавнего времени занимались только жильем массового спроса. Им нужен бренд, который поможет позиционировать будущий комплекс и придаст ему вес.

Наш флагманский проект — «Леонтьевский мыс», где в месяц продается в среднем 7–8 квартир. В ближайшее время рассчитываем заключить контракты на брокеридж еще с двумя-тремя девелоперами. Эксклюзив — обязательное условие. Работать как классическое агентство недвижимости нам невыгодно.

По этой же причине мы очень выборочно занимаемся стрит-ритейлом: только самыми интересными объектами для ключевых клиентов. Например, в прошлом году закрыли сделку по размещению двух ресторанов «Счастье» (от Global Point Family) в отелях «Англетер» и «Коринтия Невский Палас».

В целом же рентабельность этого направления невысокая: отсутствует эффект масштаба. Напротив, в торговых центрах благодаря бренду, концепции и налаженным отношениям с пулом арендаторов заключение сделок напоминает конвейер — в хорошем смысле этого слова.

– А какой у вас брокерский норматив?

– Это коммерческая тайна. Могу лишь сказать, что по прибыльности наш филиал лучший среди подразделений Colliers International в Центральной и Восточной Европе.

– Финансовые показатели восстановились после кризиса? Какие направления бизнеса наиболее прибыльны?

– Выручка за 2012‑й оказалась в три раза выше, чем в кризисном 2009‑м. Самое доходное — брокерское направление, где рентабельность достигает 30%. Однако именно оно сильнее всего страдает во время кризисов. Оценка, консалтинг, управление не столь прибыльны. Зато это стабильный и возобновляемый поток доходов, и они очень значимы с точки зрения предоставления комплексной услуги клиентам.

– По ходу разговора уже не раз звучало иностранное слово «бренд». В консалтинге это одно из главных слагаемых успеха? Почему, на ваш взгляд, международные компании на петербургском рынке оттесняют отечественных консультантов? Ведь и девелоперы у нас в основном местные, и арендаторы.

– Причина в том, что продукт консалтинговой компании нематериален. Ты покупаешь у нее некий отчет. Если ты приходишь в фирму no name, можешь заплатить за работу довольно скромную сумму, но с большой долей вероятности она не устроит тебя и твоих контрагентов. В международной компании платить придется на порядок больше, но конечный продукт будет составлен на языке, понятном потенциальным партнерам. У российских консультантов тоже, кстати, есть свои «раскрученные» имена.

– В чем принципиальные отличия московского рынка консалтинговых и брокерских услуг? Есть ли особые нюансы во взаимоотношениях с клиентами?

– Разница обусловлена в основном объемом рынка. Например, в столице очень развито направление tenant representation (то есть представление интересов арендаторов). Его доля достигает 20% в структуре выручки консультантов. В Петербурге потребность в такой услуге только зарождается, поскольку штаб-квартиры крупных корпоративных клиентов пока что сосредоточены за рубежом или в Москве. Работать через столицу им в любом случае удобнее.

Еще одно актуальное направление — project and development service (отделка помещений под конкретного арендатора). Услугу имеет смысл продвигать, когда договоры заключаются на потоке и объем сделок приличный. В Петербурге клиентов не так много, в основном это отечественные компании, сложные в переговорах и предпочитающие самостоятельно нанимать подрядчиков.

В столице набирает обороты строительство складов по схеме built-to-suite — тоже хороший бизнес для консалтинговых компаний. У нас же пока об этом только говорят.

Что касается технологий работы, в Москве высока не только внешняя, но и внутренняя конкуренция между брокерами. В Петербурге внутри команд атмосфера более дружелюбная. Когда в отделе работают три — пять человек, они хорошо знают друг друга и не толкаются локтями. Другое дело, когда сотрудников десятки.

Если не углубляться в специфику, а оценивать конъюнктуру в целом, в столице уже завершилась пауза, связанная со сменой власти и пересмотром начатых строек. Сейчас там настоящий девелоперский бум: много проектов по редевелопменту, по созданию ГЧП, формируются планы развития Новой Москвы. У городского руководства сформировалось представление о том, как должен развиваться мегаполис: цель — притянуть в центр жилье и, наоборот, минимизировать количество офисных и торговых центров.

В Петербурге мы пока наблюдаем затишье. Конечно, бизнес работает, инвесторы приходят, но в столице уровень активности принципиально иной, что очень наглядно продемонстрировал недавний MIPIM в Каннах.

Когда местная власть будет готова дать рынку новый толчок, тогда и спрос повысится, и у консультантов работы прибавится. Если пауза затянется, ключевые игроки просто уйдут, а одного Газпрома в роли драйвера на весь Петербург явно недостаточно.

– Вы часто общаетесь с заказчиками или в основном сосредоточились на административных функциях?

– Такие встречи занимают примерно половину моего времени. Некоторыми проектами занимаюсь постоянно.

– Кто из клиентов успел удивить за два месяца работы в Colliers International?

– Один из них любит повторять: «Ну мы же не настоящие девелоперы». Хотя в активе у компании есть несколько знаковых проектов. Такая самоирония для Москвы не характерна.

«НП» досье Андрей Косарев родился в 1979 году. В 2001‑м c отличием закончил петербургский Политех. В 2004‑м стал кандидатом экономических наук, в 2010‑м — членом RICS. Успел поработать как в отечественных, так и в международных структурах. В 1999‑м начинал аналитиком в «ВМБ-Траст». Затем стал управляющим бизнес-центрами и руководителем департамента исследований и консалтинга. В 2006–2007 гг. возглавлял отдел стратегического консалтинга в компании «Knight Frank Санкт-Петербург». В 2008‑м перешел на ту же позицию в петербургский офис Jones Lang LaSalle. Позже руководил направлением development advisory уже в Москве, консультируя многочисленные проекты в российских регионах и странах СНГ. В феврале 2013‑го стал генеральным директором «Colliers International Санкт-Петербург». Согласно рейтингу CRE в прошлом году компания сдала в аренду и продала более 140 000 кв.м коммерческих площадей и вышла на первое место среди консультантов.