НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 21:02

«Ясную Поляну» трудно тиражировать

19 августа 2019 в 08:06

Крупнейший в Петербурге коворкинг «Ясная Поляна» считается самым атмосферным в городе. Пространства на четырёх этажах исторического особняка украшены произведениями современного искусства, а в ненастную погоду резидентов угощают какао. Об этапах реставрации исторического здания, второй «Ясной Поляне» и влиянии искусства на работу фрилансеров рассказывает генеральный директор коворкинга Алексей Котов.

Котов Алексей
Котов Алексей
генеральный директор
Ясная Поляна

- Во всех открытых источниках указано, что площадь «Ясной Поляны» составляет 2000 кв.м, однако она явно занимает больше места.

- Мы начинали с 2000 кв.м, но за два года смогли отреставрировать ещё часть площадей и выросли в два раза — почти до 4000 кв.м. На этом не останавливаемся, работы продолжаются. Наша задача — делать всё качественно, чтобы через пять-десять лет не волноваться из-за состояния здания. Мы получаем много запросов на новые офисы и рабочие пространства, поэтому планируем расширяться и сделать наше здание единым пространством для работы предпринимателей нового поколения. 

- В чём его принципиальное отличие от старого?

- Ещё недавно престижным считалось иметь свой офис в бизнес-центре, пусть даже для трёх человек, с приёмной и секретарём. Новое поколение больше задумывается об эффективности бизнеса. Даже на крупных успешных проектах не всем нужен отдельный представительский кабинет с видом из окна, личная переговорная и т.п. Специалистам достаточно того, чтобы было самое необходимое, и очень важна атмосфера. То самое сommunity, состоящее из людей, разделяющих твои ценности. 
И вовлечение в это сommunity — часть нашего сервиса. 

- Какая часть здания отведена под коворкинг?

- «Ясная Поляна» занимает верхние этажи дома 1-3 по улице Льва Толстого, помещения находятся в собственности. Верхние этажи обычно менее привлекательны для крупных арендаторов, поэтому появилась идея превратить пространства на трёх уровнях в коворкинг, позднее мы открыли большой конференц-зал на втором этаже.

- В каком состоянии находилось здание до ремонта? 

- Здание построено в начале XX века, это бывший доходный дом. Его состояние было практически аварийное. Требовался капитальный ремонт. Он длился два года и включал замену перекрытий, реставрацию исторических элементов декора. Всё, что можно было сохранить, мы сохранили. Речь не только об исторических планировках и кирпичах, но даже о старых дверях, которые мы привели в порядок и использовали как элементы интерьера. 
Интерьеры заслуживают отдельного разговора. Кто занимается дизайном? И откуда такая страсть к современному искусству? 

Дизайн создала совладелица коворкинга, архитектор Инна Буздалина. Именно поэтому в нашем пространстве дизайн — не просто способ создать интерьер, а часть нашего продукта. Через два года после запуска коворкинг продолжает развиваться в единой стилистике, у нас постоянно появляются новые арт-объекты. Для кого-то они становятся источником вдохновения, для кого-то это возможность произвести впечатление на партнёров и клиентов. 

- Какие самые известные экспонаты?

- Посетители всегда обращают внимание на огромную железную работу на лестнице. Это «Червь» («Обновление») Сергея Карева, другая работа которого — «След Червя» — представлена в «Эрарте». Есть картина «Бассейн» Александра Дашевского, которая также раньше экспонировалась в «Эрарте». Чтобы разместить её в опенспейсе, нам пришлось даже разбирать стену — настолько у неё внушительные размеры. Также в коворкинге представлена скамья «Ледник», которую Заха Хадид делала для мебельной выставки Baby Design в Милане в 2006 году. 

- Расскажите о ваших резидентах. Сколько свободных мест в коворкинге?

- Через восемь месяцев после открытия у нас была полная загрузка, желающих стали записывать в лист ожидания. При этом небольшой процент рабочих мест мы всегда стараемся оставить незанятыми, чтобы разместить на них посетителей, которые приходят на бесплатный тестовый день. 

У нас работают совершенно разные люди — по возрасту, роду занятий, увлечениям. Много тех, кто связан с работой в Интернете, представителей зарубежных компаний, которые работают удалённо, есть региональные отделения крупных компаний. И все активно участвуют в наших мероприятиях для резидентов, общаются друг с другом и даже начинают совместные проекты. 

- Как устроена «Ясная Поляна»? Какое у вас соотношение общественных и полезных площадей? Офисов и опенспейсов?

- У нас много общественных пространств, это важный элемент коворкинга, который и отличает его от обычного бизнес-центра. Есть лаунж-зоны, две кухни, большие сан­узлы, душевые и прачечная. На лестнице и в коридорах есть много кресел и мягких зон. 
Рабочих мест сейчас более 500 — как в отдельных офисах, так и в опенспейсах, где есть фиксированные и нефиксированные места, столы для работы команд.

У нас есть тихая зона, где запрещено разговаривать и необходимо отключать все уведомления — там резиденты могут полностью сосредоточиться на работе. При этом мы отдаём приоритет индивидуальным резидентам, а не офисам. В противном случае получится обычный бизнес-центр, такая модель работы нам неинтересна. 


Также у нас есть пять переговорных комнат и два конференц-зала, в которых регулярно проходят различные мероприятия, как наши, так и сторонних арендаторов: площадок для мероприятий со всем необходимым оборудованием в городе немного. 

- На какие сроки вы заключаете договоры?

- У нас можно купить абонемент на день или на месяц, и большинство наших резидентов остаются надолго, для них коворкинг становится вторым домом. У них есть время сходить на какую-то лекцию, принять участие в регулярных бранчах для резидентов, познакомиться с соседями. У нас проходили Techstars Startup Weekend, выступления директора Google Россия Дмитрия Кузнецова, популяризатора науки Аси Казанцевой, арт-куратора Лизы Савиной, цикл лекций Льва Лурье, регулярно организуем тематические недели с лекциями на разные темы — от популярной науки до искусства. Поэтому, покупая абонемент, наш резидент получает не только рабочее место, но и возможности для новых знакомств, полезные мероприятия и возможность приятно и с пользой провести время.

- Есть ли какие-то льготы для постоянных резидентов?

- У нас единая ценовая политика, есть скидки при покупке абонемента в тестовый день или за приведённых друзей, но в дальнейшем стоимость фиксированная. Наши усилия направлены на то, чтобы создать комфортные условия для резидентов, чтобы им хотелось с нами остаться. 

- Сколько стоит аренда рабочего места?

- Один рабочий день в «Ясной Поляне» стоит 1000 рублей, месяц — 12 000 рублей за нефиксированное рабочее место и 15 000 рублей за фиксированное. Это вполне рыночные цены, которые сопоставимы со средней стоимостью услуг коворкингов в Петербурге.

- На старте проекта звучали планы открыть коливинг. Что с ним сейчас?

- Мы ещё не приступили к воплощению этой задумки. Нам в целом интересна концепция sharing economy, когда есть возможность объединить людей, снизить расходы и создать какую-то новую ценность. 

Ценность нашего коливинга будет не в том, чтобы сэкономить на аренде квартиры или отеле, а в том, чтобы жить с людьми твоего круга. Многие резиденты приезжают из других городов и работают практически 24 часа в сутки, у них просто нет времени на то, чтобы находить друзей. Наше место даёт им возможность познакомиться с единомышленниками, которые разделяют их ценности. 

- Готовы ли вы открыть вторую «Ясную Поляну»?

- Мы думаем о том, чтобы открыть ещё одно пространство, есть даже заявки из Москвы и других городов. Но понимаем, что успеху первого проекта способствует много факторов, «Ясную Поляну» будет трудно тиражировать. Если мы будем запускать ещё один проект, он будет таким же масштабным: нам нужно такое же интересное здание, большие площади, удобная локация.

К нам также поступают предложения выступить в роли управляющей компании для открывающихся проектов, но мы отказываемся. Один из важных для нас критериев — большая площадь. Мы не видим возможности создать такую атмосферу и такие условия, как в «Ясной Поляне», на 200 кв.м, а больших проектов в городе по-прежнему мало. Ещё у нас много регламентов по качеству, они выше среднего. При управлении чужой площадью будет сложно достигнуть требуемых показателей. Для нас важно отвечать за то, что мы делаем. 

- Скоро ли рынок коворкингов в Петербурге, на ваш взгляд, станет конкурентным?

- В Петербурге сейчас не так много подобных мест, открытие новых качественных коворкингов развивает рынок, а не увеличивает конкуренцию. 

К сожалению, многие до сих пор не знают, что такое коворкинг, что можно прийти куда-то поработать, даже если у тебя нет офиса. Поэтому одна из наших целей — развивать культуру коворкингов, знакомить людей с этим понятием.