НАШ ЦИТАТНИК: «Сейчас проекты освоения даже небольших участков называют КРТ. Складывается впечатление, что изначально заявленная цель - комплексно развивать территорию - трансформировалась в задачу брать с застройщиков деньги за создание всех социальных объектов…» Алексей Белоусов

28 октября, 03:19

Приставы придут за последним

10 января 2017 в 12:40

В Правительстве РФ разработан законопроект, позволяющий отбирать у неисправных должников единственное жилье.

В Правительстве РФ разработан законопроект, позволяющий отбирать у неисправных должников единственное жилье.

Документ опубликован на сайте www.regulation.gov.ru – для проведения общественной экспертизы.

Сейчас юридическая практика противоречива. Гражданский процессуальный кодекс утверждает, что на единственное жилье нельзя обращать взыскание («исполнительский иммунитет»). Это же положение содержится в постановлении Конституционного суда от 14 мая 2012 года. Специальная норма закона об ипотеке говорит, что иммунитет не распространяется на целевые займы: если жилье куплено с использованием кредита, а кредит не возвращен – значит, квартира будет продана с торгов. Судебная коллегия ВС РФ также не раз подчеркивала, что единственное жилье можно продавать для погашения долга по ипотеке.

При такой нестыковке норм неудивительно, что суды выносили самые разнообразные решения: то учитывали наличие несовершеннолетних, то оценивали соразмерность долга и возможной суммы продажи…

Формально новый закон призван навести порядок в этой сфере, привести судебную практику к общему знаменателю.

Документ предписывает продавать единственную квартиру должника, если ее площадь вдвое и более превышает социальную норму, принятую в регионе. (Нижняя федеральная граница – 12 кв.м на человека; в Петербурге – 33 кв.м для одиночки, 18 кв.м – на каждого члена семьи). То есть если гражданин задолжал кредиторам крупную сумму и при этом один проживает в 50-метровой квартире, ее по решению суда отберут и продадут с торгов. В законопроекте есть оговорка: изъятие не допускается, если сумма долга «явно несоразмерна» стоимости имущества. И несоразмерность конкретизирована: если долг составляет более 5% от кадастровой стоимости имущества – кредитор может запускать процедуру. Есть и другой вариант: суд может признать конфискацию неуместной, если после продажи имущества на возвращение долгов и погашение расходов пойдет менее половины вырученной суммы. Получается вилка: лишиться квартиры стоимостью 5 млн рублей по первой схеме можно за долг в 250 000 руб. По второй – за 2,5 млн. Если оставить выбор на усмотрение суда, служителей Фемиды наперебой будут «мотивировать», причем как должники, так и кредиторы…

Механизм продажи подробно расписан в другой статье закона. Подчеркнем: о выселении речь пока не идет, все это время жилье находится под арестом.

Еще одно важное ограничение: после всех расходов неисправному заемщику должно хватить денег на покупку жилья по социальной норме и по кадастровой стоимости. (Эту минимальную сумму также установит суд.)

Бездомных у нас быть не должно: на покупку альтернативного жилья гражданину отводят три месяца. Не получилось – значит, деньги уходят в местный бюджет, и жилье должен подобрать и предоставить муниципалитет. (О сроках на эту процедуру в законопроекте ничего не сказано.) И только после предоставления другого жилья неисправный должник обязан освободить проданную квартиру…

Тут, конечно, остается много вопросов. Например: кто оплачивает коммунальные услуги, если права собственности бывший владелец уже лишился, а подбор альтернативных вариантов затянулся? Как будет оформляться переход прав, если проданное жилье находится под арестом? Много ли будет желающих покупать квартиру с неопределенным обременением?

Публикация законопроекта – «пробный шар», попытка прощупать реакцию граждан. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешил заявить, что в Кремле позиция по этому вопросу пока не сформулирована.

>Мнение NSP
В пояснительной записке почему-то сделан упор на права детей и на взыскание (с помощью продажи жилья) денег со злостных алиментщиков. Но юристы считают, что новый закон будет на руку разного рода микрофинансовым организациям, которые как раз очень любят отнимать жилье, накручивая на исходный долг немыслимые проценты и пени. Пока у них это не всегда получается&hellip