НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 01:47

Новый учебный год на подходе. Если бы вас вдруг назначили министром образования, какой приказ под №1 вы бы подписали?

28 августа 2016 в 20:00

Новый учебный год на подходе. Детки (не все, но хотя бы некоторые) лето провели с пользой: наши школьники привезли четыре золотые медали с математической олимпиады в Гонконге, столько же — с физической олимпиады в Цюрихе… Может, не так все печально в нашей школе? А перед самым 1 сентября вдруг поменяли министра образования и науки. Своим мнением с NSP поделились Святослав Гайкович, Михаил Фуксман, Олег Барков, Ян Свояволя, Дмитрий Панов и др.

А если бы вас вот так же вдруг назначили министром, какой приказ под №1 вы бы подписали? И сильно ли современная школа отличается от той, в которой вы учились?

Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия 17»:

– Первый приказ, который я издал бы в такой должности, — обязательное изучение гуманитарных предметов минимум по двум разным учебникам. С психологической точки зрения, восприятие из двух источников кардинально отличается от восприятия из одного. Уровень мышления повышается. Да и запоминается вдвое больше. Думаю, что современная школа все же лучше, чем в наши времена. У меня остались прекрасные воспоминания о школе и об учителях, но все же с тех пор страна развивалась. Хотя сейчас, по оценке прессы, мы получили крайне «мракобесного» министра образования, все же дети в школе чувствуют себя свободнее. И они по определению лучше нас.

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:
– Если честно, я бы не хотел, чтобы меня вдруг назначили министром образования, да и вообще каким-либо министром… Мне кажется, советская школа при весьма несильной загрузке давала детям необходимые базовые знания, которые многим позволяли поступить в вуз и продолжить образование. Сейчас же дети чрезмерно перегружены. Такое впечатление, что они каждый день бегут марафон! Но результат не обнадеживает. Образно говоря, они вряд ли могут попасть на Олимпийские игры. Думаю, что гонка за знаниями должна начинаться все же не с первого класса, и нужно найти необходимый баланс в учебной нагрузке. Это, полагаю, одна из важных задач, которую мог бы решить новый министр.

Ирина Коротынская,
директор компании «Консалт Эстейт»:
– Наверное, эти успехи школьников — приятное исключение из правил. В целом, конечно, в системе образования не все хорошо. И одним приказом тут не отделаться: слишком большой ворох проблем. То, что видишь со стороны, с чем сталкиваешься в работе, позволяет сделать вывод о том, что качество образования падает. Конечно, старшее поколение всегда критикует младших, но все-таки мы, например, гораздо больше читали, больше интересовались разными науками. 

И кстати, фигура нового министра образования мне тоже не совсем понятна. Как-то странно ставить на такую должность непубличную персону.

Лидия Пашнова,
директор по маркетингу ИСГ «Сплав»:
– Приказом № 1 я бы реализовала свою школьную мечту, которая и сегодня актуальна для большинства учащихся, — отменила бы занятия в школах по субботам. Если говорить серьезно, то одним приказом, увы, не отделаешься. Начинать работу нужно с кадров. Уже набили оскомину слова про поднятие престижа. Пора реально его поднимать, и в первую очередь в материальном аспекте. Оснастить компьютерами класс — дело нехитрое, а вот подготовить профессионалов, которые смогут интересно донести знания до детишек с помощью этих машин, — это задачка как раз для министра.

Михаил Фуксман,
директор по продажам компании «Петростиль»:
– Мне, конечно, трудно судить, поскольку сам я закончил школу сорок лет назад, да и дети мои выпустились лет десять назад, но судя по тому, что я наблюдаю со стороны, школа стала более политизированной. Например, слишком много внимания уделяется тому, как правильно оценивать те или иные исторически факты, какие использовать учебники… А стоило бы сделать образование более прагматичным. Чтобы дети получали знания, которые реально пригодятся в жизни, чтобы было больше прикладных специальностей. И по-моему, прежний министр образования что-то пытался делать в этом направлении. А назначение нового — это прежде всего политический ход.

Олег Барков,
генеральный директор компании Hansa:
– Первым делом я бы создал рабочую группу или организовал народное обсуждение, чтобы четко определить цели современного образования. К сожалению, с этим сейчас у нас в отличие от советского времени полный разброд. Кого в итоге выпускает школа — непонятно. Я до сих пор глубоко возмущен словами еще одного нашего бывшего министра — г-на Фурсенко, когда он сказал, что цель школы — подготовить квалифицированных потребителей. Вот это, на мой взгляд, путь в никуда. Реформы нынешнего образования проводятся крайне хаотично, а их результаты малоэффективны. Советская система, по моему убеждению, была одной из лучших в мире, и современная, увы, явно ей проигрывает. Более тридцати лет министром образования СССР был Вячеслав Елютин, и это тот случай, когда долголетнее пребывание чиновника на должности оказалось во благо. Конечно, я не призываю бездумно перенимать советскую практику, но образование необходимо развивать планомерно и системно, взяв из наработанного исторического опыта лучшие традиции и методики. И в нынешнюю школу следует вернуть один из самых сильных элементов советской эпохи образования — воспитательный.

Ян Свояволя,
директор по маркетингу «Главстроя-СПб»:
– Если посмотреть на ретроспективу последних 15 лет, то, с моей точки зрения, с образовательной инфраструктурой у нас все не так плохо. Активно ремонтируются старые здания, возводят современные школы с бассейнами. Рядом с ними появляются стадионы, игровые и спортивные площадки. Теперь уже мои дети ходят в школу, и я вольно или невольно сравниваю нынешнее состояние дел и со школой, где учился. Это была единственная в городе школа с углубленным изучением китайского языка № 5 (сегодня гимназия № 652), и для нас были созданы все условия. Сегодня качественных образовательных учреждений появляется все больше. В учебной программе я бы сделал акцент на уроках дореволюционной и советской истории России. Мне очень хочется, чтобы наши дети хорошо разбирались в истории своей страны, а также знали все о Великой Отечественной вой­не. Ввел бы урок семьи и семейных ценностей. Я бы поставил себе цель сделать профессию учителя одной из самых престижных и высокооплачиваемых в стране.

Катерина Соболева,
управляющий директор департамента жилой недвижимости NAI Becar:
– Я бы однозначно отменила ЕГЭ и другие тестирования. Кроме того, тщательнее формировала бы список обязательных предметов: сегодня обязательным является богословие, а история — факультатив. Это очень странно. Современная школа отличается очень сильно: дети более смышленые. У нас были более четкие и понятные задачи, и именно поэтому мы зачастую не можем помочь нашим детям, что расстраивает, конечно.

Александр Паршуков,
директор по инвестициям ЗАО «ВТБ Девелопмент»:
– Моим детям до школы еще несколько лет, мне трудно сравнивать современную школу с моей. Но увеличением учительских зарплат я занялся бы немедленно после назначения. Убежден, что в школе все зависит от конкретных учителей, их мотивации и вовлеченности в работу. Не знаю, насколько увеличили их доходы памятные майские указы, но когда премьер-министр говорит педагогам: «Если денег мало, идите в бизнес», — это уже проблема. Все равно что сказать: «У вас никогда не будет достойной зарплаты». Я думаю, бизнес всегда будет по мере сил поддерживать школу, но господина Медведева я вежливо попросил бы больше так не говорить.

Дмитрий Панов,
генеральный директор ГК «Доверие»:
– Я бы вернул экстернат, его почему-то в этом году отменили. Талантливых детей лишили возможности ускоренно закончить школу. А у меня и жена училась в школе и в университете экстерном, и 13-летняя дочка рассчитывала за год одолеть восьмой и девятый классы. Обязательно вернул бы Дома пионеров, где было бы много кружков и студий для дополнительного образования — хороших и разных. Точно сократил бы количество ЕГЭ. В следующем году обещают сделать обязательными уже четыре экзамена, а дети испытывают неимоверный стресс. Когда я учился, качество подачи знаний было лучше и их усвоение — тоже. И учителя были неравнодушными. Помню, как бился учитель английского за то, чтобы на предметную олимпиаду поехал именно я, потому что он был во мне уверен. Сейчас я не вижу таких людей в школе. Сегодняшняя школа предполагает, что детей будут доучивать родители и репетиторы. Зарплаты не вызывают у учителей большого энтузиазма. Поэтому я решил, что со следующего учебного года дочь продолжит образование за границей.

Яна Булмистре,
начальник отдела маркетинга ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Если говорить в целом о качестве среднего образования в нашей стране, оно остается на весьма высоком уровне. И в городах-миллионниках, и в сельской местности есть сильные педагогические составы. В регионах работают программы, стимулирующие переезд молодых учителей в село. Условия варьируются в зависимости от субъекта: выплачивают «подъемные», предоставляют бесплатное жилье, начисляют премии по итогам первых трех лет, где-то компенсируют проезд в междугородном транспорте. Тем не менее кадровые проблемы остаются, и их надо решать в первую очередь. Современная школа в крупных городах значительно выигрывает у школы советского и постсоветского периодов в материально-техническом плане: компьютерные классы, электронные классные журналы, интерактивные классные доски, цифровые лаборатории по естественно-научным предметам, новые спортивные площадки, читальные залы с медиатеками и т. п. Все это было сложно представить еще 15 лет назад.