НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 11:44

Большие игры с маленькой ставкой

20 апреля 2015 в 05:40

Наверное, большинство горожан обращали внимание на броскую рекламу: «Ипотека под 7,5%!» Или: «Ипотека под 8%, субсидии от застройщика». Ставки ниже, чем с господдержкой, и даже выгоднее докризисных? Редакция «НП» решила разобраться, в чем подвох и за чей счет банкет.

yle="text-align: justify;">Наверное, большинство горожан обращали внимание на броскую рекламу: «Ипотека под 7,5%!» Или: «Ипотека под 8%, субсидии от застройщика». Ставки ниже, чем с господдержкой, и даже выгоднее докризисных? Редакция «НП» решила разобраться, в чем подвох и за чей счет банкет.

Многие девелоперы в партнерстве с банками предлагают на своих объектах так называемую маркетинговую ставку по ипотеке.

Льготный процент доступен покупателям лишь на строго определенных условиях. Например, в апреле купить квартиру в «Северном городе» можно с использованием кредита в 9% годовых. Первоначальный взнос — 30%, срок кредитования — до 30 лет; в программу включены «Дом у Московского TIME», «Дом на излучине Невы», Ultra City, Green City, Mistola Hills. В компании поясняют: низкая ставка достигается за счет специальной скидки в 8% от стоимости жилья. При «обычной» покупке «единички» площадью 39 кв.м за 3,2 млн рублей с кредитом от Сбербанка (11,9% годовых, 10 лет, взнос 30%) в месяц придется платить 32 008 руб. В рамках совместной программы «Северного города» и Сбербанка с учетом скидки ежемесячный платеж за такой же объект также при 10‑летнем займе должен составить 28 375 руб. Что примерно и соответствует ставке в 9%. Хотя в договоре с банком будет указано по-честному — 11,9% в рублях.

Если оставить в стороне маркетинговые хитрости, то в сухом остатке получим: застройщику не хочется объявлять о снижении цен, и он маскирует этот шаг «субсидированием ставки».

Похожая схема активно применяется в автокредитовании; в ипотеке она была впервые опробована в 2010 году, в частности, к ней прибегали банк «Уралсиб» и «Эталон — ЛенСпецСМУ». Сегодня вариации на эту тему используют ФСК «Лидер» и банк «Открытие», предлагая дольщикам компании ставку от 8% годовых на первый год кредитования (на второй и последующие — 11,95%). Минимальный размер первоначального взноса — 30% от стоимости квартиры.

«Ставка достигается путем субсидирования: застройщик компенсирует банку сумму недополученных процентов за первый год кредитования», — комментирует руководитель ипотечного центра ФСК «Лидер» Павел Тимошенко.

«Клиент получает товар со скидкой, — поясняет Роман Корников, генеральный директор ГК «Банк жилищных решений». — Его первоначальный взнос получается меньше, и он берет кредит на более скромную сумму, ежемесячный платеж также снижается. Суммировав экономию и «размазав» результат на год, можно получить 8% и даже меньше. Остается объяснить все это клиенту. В конечном счете он действительно выигрывает».

Мы сделали расчет на примере компании «Отделстрой», которая при первоначальном взносе 50% предлагает в партнерстве со Сбербанком ипотечную программу на 10 лет под 7,5% годовых на квартиры в четвертой очереди комплекса «Новый Оккервиль». Компания предоставляет скидку в 8,5% от стоимости квартиры. Таким образом, покупая «единичку» за 2,5 млн рублей, клиент берет в кредит не 1,25 млн, а 1,038 млн. При ставке 11,9% годовых его переплата за 10 лет составляет не 1,488 млн а 1,235 млн рублей. Экономия — 467 000 рублей. Однако занимая у банка те же 1,25 млн по ставке 7,5%, а не 11,9%, клиент заплатил бы банку за 10 лет пользования кредитом 937 500. Экономия — 550 500 рублей. (Все расчеты приведены без учета банковских комиссий, страховок и прочего.)

Аналогичное предложение есть и у компании «O2 Девелопмент». Важно отметить, что эти предложения действуют в течение строго определенного срока. По-видимому, компании стремятся с помощью акций раскрутить продажи, но не хотят подпитывать небезосновательные ожидания покупателей, которые рассчитывают, что цены на жилье из-за кризиса пойдут вниз.

«НП» Мнение

Застройщики лукавят, а их расчеты порой не вполне корректны. И само по себе рекламное предложение — не то чтобы напрямую противоречит закону «О рекламе», но где-то на грани. Особенно это касается компаний, подписавших с городом соглашение о добросовестной работе на рынке. Возможно, им стоит включать в штат специалиста, который будет разъяснять клиентам, что имел в виду застройщик, какое отношение скидка имеет к ипотечной ставке и почему в рекламе — 7–8–9%, а в договоре все равно 11,9%…