НАШ ЦИТАТНИК: «Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева. Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны...» Эльвира Набиуллина

26 июля, 23:31

Партнерские возможности

10 августа 2015 в 05:40

Принят закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ», который, по подсчетам Минэкономразвития, позволит реализовать проекты общей стоимостью 1,3 трлн рублей. По этой схеме можно строить объекты туризма, здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальную инфраструктуру.

yle="text-align:justify">Принят закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ», который, по подсчетам Минэкономразвития, позволит реализовать проекты общей стоимостью 1,3 трлн рублей. По этой схеме можно строить объекты туризма, здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальную инфраструктуру.

Для бизнеса этот закон важен прежде всего тем, что государство признало ГЧП инструментом привлечения инвестиций в инфраструктуру и обозначило его как важный приоритет государственной политики, объясняет Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и Партнеры»: «Долгое время ГЧП рассматривали как нечто непонятное, далекое, как остров Русский. Пионером в этой сфере стал Петербург. Благодаря ГЧП существуют реконструированный аэропорт Пулково, ЗСД, школы и детсады в Славянке. Затем Федерация создала ГК «Автодор», появились первые платные дороги. Сегодня слова «концессия», «ГЧП» уже воспринимаются вполне естественно и даже буднично. Государство свыклось с мыслью, что для эффективного управления публичной инфраструктурой необходимы не только внешние инвестиции, но и компетенции бизнеса».

До принятия закона о ГЧП в России уже некоторое время действовал закон «О концессионных соглашениях». Ключевое отличие нового документа — возможность приобретения частным партнером права собственности на объект соглашения. Оно позволяет оформить залог и теоретически привлечь средства на более выгодных условиях. Однако не стоит забывать, что ГЧП — это прежде всего проектное финансирование, говорит Денис Качкин. «Ипотека выполняет здесь факультативную роль. Инфраструктура — это актив с весьма сомнительной ликвидностью, — поясняет он. — У закона есть существенные недостатки в части регулирования залоговых отношений, которые, надеюсь, будут устранены уже в этом году».

В законе прописана возможность частной инициативы, то есть процедура, по которой любой инвестор может запустить проект ГЧП. Для этого он должен подготовить заявку (по установленным требованиям), содержащую среди прочего описание ключевых рисков, оценку возможного дохода сторон от реализации проекта, информацию о прогнозируемом объеме финансирования — как бюджетного, так и частного, а также планируемый срок погашения кредитов и займов (если они предусмотрены). Кроме того, инициатор ГЧП представляет проект соглашения. Публичный партнер обязан рассмотреть предложение в течение 90 дней и либо направить его в уполномоченный орган, либо принять мотивированное решение об отказе. Если проект прошел первый этап, проводится оценка его финансовой и социально-экономической эффективности, определяются его преимущества (по методике, которую еще предстоит разработать Правительству РФ). На все это должно уйти не больше полугода. Если проект одобрен, информацию о нем разместят на официальном сайте в течение 45 дней. При отсутствии альтернативных заявок соглашение заключается с инициатором проекта, а если есть конкуренция, проводится конкурс.

Перечень возможных объектов соглашения органичен списком из пятнадцати разновидностей инфраструктуры. «Из списка принципиально исключили объекты тепло- и водоснабжения, которые могут представлять определенный интерес, однако их эксплуатируют с использованием концессионной модели», — говорит г‑н Качкин.

Сегодня, по данным Центра развития ГЧП, такие проекты наиболее распространены в Петербурге, Татарстане, Москве, Ленинградской, Новосибирской и Нижегородской областях. В первую десятку регионов также входят Самарская, Свердловская, Московская и Воронежская области. Всего в стране в стадии реализации находится 586 проектов ГЧП: 194 — в области коммунального хозяйства, 165 — в социальной сфере, 64 — в транспортной и 163 — в энергетической.