НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

20 мая, 01:46
26 мая 2014 в 12:00

Процедурная «матрешка»

Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный Правительством РФ, не так прост, как может показаться с первого взгляда. Одна процедура из «окончательного» списка может включать в себя десятки согласований, предусмотренных местными нормами.

Эти нововведения должны, по идее, сделать жилье более доступным для дольщиков: время — деньги, и в строительстве каждый впустую потраченный месяц поднимает цену проекта.

Перечень вступит в силу через полгода (см. «НП», № 19/2014). Чиновники обещают его еще сократить. По словам главы Минстроя Михаила Меня, когда работа над списком только начиналась, в среднем застройщику приходилось получать около 220 виз: «При индивидуальном жилищном строительстве процедур было меньше, при комплексном освоении — больше. Мы сократили общий перечень до 134 процедур. Например, для ИЖС осталось только 25 пунктов. Но это только начало. Порядка 40 согласований будем исключать, над этим надо работать вместе с Госдумой. Многие согласования закреплены не только в актах исполнительной власти, но и в федеральных законах, которые придется корректировать».

Как будет работать перечень, пока непонятно. По словам директора юридического департамента ГК «Эталон» Виктории Цытриной, принятый документ в принципе соответствует петербургской схеме согласований, но включает весьма общие понятия: «Например, подготовка проекта планировки территории. В постановлении названы всего две процедуры: принятие решения о подготовке ППТ и о его утверждении. Однако в Петербурге требуется получить 20–30 согласований, и это может занимать 1,5–2 года. Возникает вопрос: эти согласования просто объединены в одну процедуру?»

По мнению г‑жи Цытриной, реестру необходима конкретизация. Нужно указать содержание и сроки прохождения каждого этапа. Когда будут названы сроки, можно говорить о реальном влиянии нововведения на схему получения согласований в регионах, в том числе и в Петербурге. Минстрою поручено разработать порядок ведения перечня и описать указанные процедуры.

Собственно, оптимизация административных процедур в Петербурге идет давно. Создан штаб по снижению административных барьеров при Комитете по инвестициям, в нем есть рабочая группа, занимающаяся строительством.

«На ее заседаниях не раз говорилось, что при подготовке исчерпывающего регионального перечня необходимо закрепить базовый документ на федеральном уровне. Он появился 30 апреля. Теперь можно готовить региональный список и, соответственно, «дорожную карту» по внесению изменений в систему административных процедур в Петербурге, — полагает Виктория Цытрина. — Кстати, такую карту подготовило строительное сообщество, но ее реализация отложена. Вероятнее всего, в региональном перечне будут более подробно описаны все процедуры в сфере строительства».

Вице-президент СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов говорит, что «дорожная карта» существует уже полтора года, и этот документ не раз передавали в Смольный, но пока подвижек нет: «Мы предлагаем, например, наделить КГА полномочиями, позволяющими заниматься всеми согласованиями и получением документов. Инвестор должен обращаться в КГА с просьбой выдать ППТ, а комитет обязан сам получить согласования подведомственных структур, разрешения других комитетов и т. д. Пока же внутри каждой процедуры, указанной в перечне, накручено еще по 30–40 согласований. Как эти вещи можно сопоставить? Пока просто непонятно, как это будет реализовано на практике. Действительно ли получение ППТ уложится в одну процедуру или все эти телодвижения останутся? И пока никто ответить на этот вопрос не может».

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк считает, что принятый перечень не решает самую важную проблему — согласование и выдачу технических условий на присоединение к сетям и получение инженерных мощностей. «Пора рассмотреть возможность создания единого центра, который давал бы возможность вырабатывать технически возможные условия подключения в режиме одного окна», — заявил г‑н Росляк.