НАШ ЦИТАТНИК: «У многих инвесторов, вложивших средства в банки на три месяца, в июне депозиты заканчиваются. Так что мы ожидаем, прежде всего, возвращения интереса к рынку недвижимости...» Ян Бобрышев

26 мая, 04:53
12 февраля 2019 в 22:20

Архитектура напоказ

VII Петербургская архитектурная биеннале стартовала в Этнографическом музее.

VII Петербургская архитектурная биеннале стартовала в Этнографическом музее.

Мраморный зал вместил сотни работ десятков петербургских мастерских – маститых и не очень, заслуженных и молодых, только начинающих творческую карьеру.

По традиции первый этаж выставки отдан работам ОАМ (Объединения архитектурных мастерских), которое начиная с 2007-го раз в два года представляет петербуржцам и гостям города лучшие работы, выполненные за этот срок. Профессиональному цеху практически все они известны, многие обсуждались на Градсовете, а вот горожанам будет любопытно посмотреть, как развивалась петербургская архитектура в последние два года. Бросается в глаза, что очень мало работ связано с реставрацией и приспособлением к новому использованию зданий-памятников. В экспозиции представлены, в частности, проекты преображения Никольских рядов и подстанции фабрики «Красное знамя» (оба разработаны АМ «Литейная часть-91»). Сказываются и строгие требования КГИОП к таким проектам, и неусыпное внимание градозащитников. Кстати, сегодня (13 февраля) на биеннале будут спорить приверженцы разных точек зрения на эту проблему. «Хорошо, если не подерутся», – пошутил председатель КГИОП Сергей Макаров, анонсируя «круглый стол», посвящённый сохранению и развитию наследия.  

Участников не ограничивали в числе представляемых проектов. Так, студия Intercolumnium Евгения Подгорнова решила использовать пространство по максимуму и выставила 18 работ – включая те, что не будут реализованы (в частности, вариант реконструкции Апраксина двора). Мастерская «Евгений Герасимов и партнёры» ограничилась шестью: три в эстетике модернизма, три – в историческом стиле. Всех заинтриговала экспозиция «Студии 44», которая представила лишь один проект – нового Музея блокады. Недавно он стал лауреатом Международного архитектурного фестиваля, а потом город отложил его реализацию. Отсек, где размещены планшеты и макет музея, занавешен тёмными шторами, что вызывает стойкую ассоциацию траура по проекту. Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, впрочем, заметил: «Никто не говорит о том, что город отказывается от проекта. Я убеждён, что Петербургу нужно общественное пространство для диалога на блокадную тему. Новый музей хотели построить к памятной дате снятия блокады, но не успели. И решили не торопиться». Представила свою конкурсную версию блокадного музея и студия Михаила Мамошина. Пожалуй, это единственный объект культуры, выставленный на биеннале. Есть ещё несколько спортивных и бизнес-центров, основная же часть экспозиции – жилые здания. И такой расклад полностью отвечает запросам рынка.

Своеобразным каталогом представленных на биеннале проектов может служить «Архитектурный ежегодник», говорит его главный редактор Алла Богатырёва. Ежегодник издаётся ОАМ начиная с 2000-го, так что вся петербургская архитектура XXI века отражена на его страницах.

Организатором деловой программы биеннале выступает РГУД (Российская гильдия управляющих и девелоперов). Каждый день в течение недели архитекторы будут выступать с лекциями, намечены дискуссии о современной архитектуре, о развитии «серого пояса» и других актуальных проблемах. Для всех гостей вход на биеннале бесплатный. Как утверждают участники, они будут рады услышать мнение горожан, даже отличное от своего.

###gallery###