НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 20:16

Кремль поручил крупным компаниям поставлять позитивные новости. А в вашей компании стоит задача «давать больше позитива»?

19 ноября 2017 в 20:00

Кремль поручил крупным российским компаниям поставлять позитивные новости, сообщает Reuters. Сорок пять фирм получили «методичку» по подготовке публикаций. В Русской службе Би-би-си полагают, что таким образом администрация президента рассчитывает улучшить социальное самочувствие граждан и снизить «депрессивную обстановку» на фоне неблагоприятных экономических условий в стране. Вы тоже полагаете, что «депрессивную обстановку» создают СМИ? А в вашей компании ставятся такие задачи — «давать больше позитива», ретушировать неприятности? Получается ли? На какие новости вы сами в первую очередь обращаете внимание, открывая газету или новостную ленту?

Олег Барков, профессиональный девелопер:
– Существенная доля вклада СМИ в этом есть, хотя, естественно, львиную долю негатива поставляет повседневная жизнь. Однако СМИ могли бы скрасить тяжесть борьбы. Мы живем практически в военных условиях. Можно было бы полистать газеты 1941–1945 годов и поучиться у коллег, как нужно поддерживать боевой дух и волю к жизни.
У меня в компании всегда ставилась задача сохранить позитивный настрой, особенно в тяжелые времена. Кстати, именно поэтому те компании, которые я возглавлял, удачно преодолевали кризисы. И люди, которых пришлось уволить, потом звонили и говорили: спасибо, что сократили нас в начале кризиса, потому что мы смогли найти другую работу. Говорить, что все пропало, — это путь в никуда.
В первую очередь интересуют новости из разряда рационального и позитивного в экономике, их я сам ищу. Ненавижу новости главных каналов, где в основном речь идет об убийствах, пожарах, изнасилованиях и пр. Новостную редакцию вывел и расстрелял бы публично во дворе.
Люблю деловое радио с хорошим и понятным для меня контентом, где выступают сильные политологи и социологи. Но выпуски новостей выключаю и слушаю только аналитические программы.

Александр ПЕРМИНОВ, исполнительный директор «Паритет Групп»:
– В нашей компании, если мы и ретушируем что-либо, то только для заказчика. У правительства заказчик — это народ, так что, полагаю, ничего странного, если ему хотят продемонстрировать положительные достижения, не фокусируясь на недостатках. В целом считаю такой подход правильным. Как бы мы ни клеймили советское время, многие люди моего поколения и старше вспоминают его с теплотой. Во многом это связано с правильным PR, который подавал информацию в таком ключе до 1987-го. Насколько это соответствовало действительности — сейчас уже не разобраться. Но потом, когда отовсюду начала звучать одна чернуха, это запустило замкнутый круг: «чернушная» информация порождала такую же реальность, и наоборот. Так что я за позитивные новости о новых достижениях. Главное, чтобы эти достижения действительно были.

Александр ОРТ, президент Группы компаний «ННЭ»:
– Может, СМИ и не создают депрессивную обстановку, но зачастую искажают факты, что как раз и приводит к этому. В большей степени это, конечно, касается общественных и политических изданий.
Мы работаем по «белым» схемам, ретушировать нам нечего и добавлять несуществующего позитива нет необходимости. Мы открыты для партнеров и СМИ, доступны для всех по всем каналам связи, в Интернете и соцсетях. Мы предпочитаем легальные способы конкурентной борьбы через защиту своей интеллектуальной собственности.
Борис БРОСАЛИН, генеральный директор СК «Норманн»:
– Над созданием депрессивной обстановки трудятся все, поэтому делать СМИ крайними неправильно. Свойство человеческой психики — вспоминать и оперировать прежде всего негативным опытом, позволившим выжить. У тех, кто выжить не сумел, такого опыта нет. Поэтому негативный опыт ценнее, люди обращаются в первую очередь к нему, и СМИ выполняют именно эту функцию — дают людям то, что особо востребовано.
Мы уже почти 14 лет на рынке, сформировали серьезный багаж знаний и опыта. Именно им стараемся делиться в первую очередь. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы люди приобретали квартиры и коммерческую недвижимость в наших объектах, и хотим дать нашим будущим клиентам то понимание рынка, которое есть у наших специалистов, чтобы выбор был осознанным и качественным. Поэтому стараемся отвечать развернуто на все поступающие к нам от СМИ запросы. А что касается плохих новостей, они сами быстро распространятся. Хорошим же новостям необходимо немного помочь.
В первую очередь обращаю внимание на новости о девелоперском рынке и общем состоянии экономики. А хорошие они или плохие — значения не имеет.
Александра САБЛИНА, директор по PR ГК «Доверие»:
– Ретушировать неприятности в наше время бесполезно, а зачастую даже вредно. Интернет имеет особенность высвечивать все то, что афишировать компаниям не хотелось бы. И в этом случае гасить негатив волной позитивных новостей бесполезно — гораздо лучше воспринимается адекватная и честная реакция на события. А судя по тому, как на хорошую работу пресс-служб реагирует аудитория, то имидж компании при правильной реакции на сложные ситуации может даже выиграть.
Из новостей предпочитаю отраслевые. Но это уже профессиональная деформация.

Елизавета ЯКОВЛЕВА, руководитель отдела маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:
– Вспомнила случай из детства. У нас в школе на первом уроке была политинформация — мы в специальную тетрадь вклеивали вырезки из газеты «Ленинские искры» (такая раньше была, рассчитанная на пионеров и октябрят — младших школьников). Вырезки должны были содержать новости, публикуемые в газете. И одноклассники, и я сама неоднократно получали выговоры за то, что вклеивали слишком несерьезные, на взгляд учителя, новости развлекательного характера, а не типа «голодающим детям Никарагуа передано столько-то продовольствия от советских школьников». Сейчас ситуация несколько другая, как раз нужны положительные новости, чем позитивнее — тем лучше.

Эдуард ТИКТИНСКИЙ, президент холдинга RBI (компании RBI и «Северный город»):
– СМИ, конечно, создают определенную картину дня, но они весьма многообразны, и спектр точек зрения там широкий. Поэтому месседж «жизнь налаживается» вряд ли нуждается в искусственном насаждении. Если этот посыл соответствует фактическому положению дел, он свое отражение так или иначе найдет. Я бы обратил внимание не только на взаимоотношения СМИ — общество, но и на взаимоотношения СМИ — человек. На мой взгляд, тот объем разнородной информации, который выплескивается на нас сегодня, требует очень избирательного подхода к ее источникам. Приходится учиться отфильтровывать все ненадежное, лишнее. Например, я регулярно черпаю информацию из двух-трех новостных сайтов и печатных изданий. Через них расширяю бизнес-кругозор, читаю новости науки, экономики.

Николай ВЕЧЕР, вице-президент GVA Sawyer:
– Да, отчасти я согласен с мнением, что «депрессивную обстановку» создают СМИ, руководствуясь правилом о том, что «хорошая новость — это плохая новость», и считая, что скверные новости привлекают больше внимания. Отчасти этому способствует и текущая экономическая обстановка, которая продолжает ухудшаться. Но это не повод для того, чтобы во всем видеть сплошную чернуху. Я вообще перестал смотреть новостные программы ТВ и перешел на Интернет. Что касается бизнес-новостей, то сама бизнес-среда не генерирует плохих новостей, это не в ее интересах. В компаниях, к деятельности которых я имею непосредственное отношение, никаких установок и методичек не используют, в них просто готовят пресс-релизы, сообщающие о тех или иных новостях компании в нейтрально-позитивном ключе. Открывая ленту новостей (газеты я давно перестал читать), ищу в первую очередь новости культуры и искусства.

Евгений БОГДАНОВ, основатель проектного бюро Rumpu:
– Ручное управление, до сих пор крайне популярное у нас в стране, надо заменить реальными действиями и в целом менять менталитет. Я бы фокусировался не на том, чтобы выполнить какую-то формальную задачу и разместить заказные материалы, а на том, чтобы менять нашу жизнь и отношение к ней к лучшему. Всем известно, что, когда наступают кризисы, новости априори становятся отрицательными. Но против этого есть верное средство, придуманное очень давно: надо вкладываться в культуру, образование, детей и спорт. Стоит только начать этим заниматься, и вы тут же получите положительные новости. Не из пальца высосанные по какой-то методичке, а объективные и интересные.

Ольга ШАРЫГИНА, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar:
– Депрессивная обстановка действительно в большей степени создается СМИ. Отчасти это объясняется нашей психологией. Мы обращаем больше внимания на отрицательные события, это заложено в нашем генетическом страхе и желании выжить. СМИ продолжают этот страх эксплуатировать. Что касается нашей компании, конечно же, у нас есть прямая задача давать больше позитива, но при этом не ретушируя неприятности. Если у нас происходит что-то плохое, то мы стараемся рассматривать эту ситуацию в большей степени как возможность, нежели как проблему. Этот принцип используем и в анализе достижений: стремимся слово «неудачи» заменять термином «точки роста».

Cвятослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ «Студия-17»:
– Необходим баланс позитивных и негативных новостей. Но есть мнение, что новости могут быть только плохими, поскольку хорошие — это реклама. Если серьезно, то большей глупости, чем указывать, какими должны быть новости, трудно представить. И в связи с этим мне трудно поверить, что эта директива исходит из Кремля, поскольку, по моему убеждению, там обосновались исключительно умные люди (хотя и надолго). Так что это наветы, а инициатива точно исходит от кого-то из неразумных граждан.