Бюджетные сокровища Эрмитажа
Бюджет Эрмитажа в 2017 году составил 5 млрд рублей.
Об этом сообщил директор музея Михаил Пиотровский: «55% от этой суммы составляют бюджетные субсидии, остальное – заработанные и привлеченные музеем средства. Это не лучшее соотношение, правильнее было бы 70 на 30». Такая пропорция сложилась в Лувре, но там суммарный бюджет гораздо больше, чем у Эрмитажа. «Учреждения культуры должны содержаться обществом, то есть за счет бюджета. Нельзя давать указания, сколько нужно зарабатывать музею. И за каждую заработанную копейку надо благодарить, а не говорить «давай еще больше», – убежден г-н Пиотровский. – Иначе начнутся нехорошие вещи, вплоть до распродажи музейных ценностей, как это было в 1920-е». По мнению г-на Пиотровского, нужны изменения в законодательстве, чтобы чиновники перестали считать музеи учреждениями социальной сферы и устанавливать для них нормативы.
В этом году крупнейший российский музей уже посетили 3,8 млн человек (к концу года ожидается 4,1 млн гостей – примерно на 5% больше, чем в прошлом году). В сезон в Эрмитаж постоянно стоит очередь. Бороться с ней невозможно, а вот отдохнуть после долгого ожидания можно будет в галерее Растрелли. Для этого оттуда, в частности, уберут интернет-кафе Max, второе кафе, расположенное рядом, останется. Менеджеры кафе Max обратились к Михаилу Пиотровскому с просьбой предусмотреть в этой зоне новую возможность для посетителей: приобрести копию любимого произведения из эрмитажного собрания, распечатанную на 3D-принтере. Директор музея обещал обдумать эту идею. Но отметил, что в музейном мире сейчас идет дискуссия: этично ли создавать и использовать копии, мало отличимые от оригинала.