НАШ ЦИТАТНИК: «Регионы должны выбрать площадку развития и привлечь туда все ресурсы в рамках нацпроектов и программ господдержки. Так можно снять с застройщика все затраты, кроме самого строительства жилья и благоустройства...» Никита Стасишин

29 сентября, 11:48

Барокко и мычащие коровы

18 августа в 07:00
759

Барокко и мычащие коровы

Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: особняк Г.Г. Гильзе фан дер Пальса
Адрес: Английский пр., 8–10
Архитектор: Вильям Юльевич Иогансен
Годы постройки: 1901–1902

АВТОР КОЛОНКИ

Кузнецов Пётр Александрович
Кузнецов Пётр Александрович
директор
ГК "Конфидент"

Городская усадьба – довольно редкое явление для Петербурга. Даже те усадьбы, которые сохранились в городе, на рубеже XIX–XX веков находились достаточно далеко от центра или даже за городской чертой. Поэтому дом Генриха Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте, безусловно, является исключением.

Его часто называют особняком, поскольку с улицы за огромным господским домом почти не виден обширный замкнутый внутренний двор. Здесь располагались не только гараж и служебные помещения, но и веранда с зимним садом и фонтаном, конюшня, ледник и даже коровник. Все атрибуты усадьбы почти в самом центре Петербурга на площади примерно 400 кв.м.

Позволить себе строительство столь значительного жилого комплекса, в котором не было ни одного доходного корпуса или флигеля, мог далеко не каждый дворянин. Но Генрих Генрихович дворянином как раз и не являлся, несмотря на длинную и цветастую фамилию. Зато он был удачливым финансистом, дипломатом и одним из директоров резиновой фабрики «Треугольник». Поэтому фамильный дом он строил фешенебельным, чтобы вести здесь дела и устраивать многочисленные приёмы. А также уютным – для семьи с шестью детьми.

Архитектором проекта стал Вильям Иогансен, по совместительству брат жены фан дер Пальса. Вильям Юльевич создал для любимых родственников настоящий дворец. Он умело смешал столько архитектурных и дизайнерских стилей, что сложно ответить на вопрос, почему они смотрятся вместе так гармонично.

Если вы никогда не видели это здание, придётся задействовать всю фантазию.

Представьте изысканный итальянский палаццо, но в духе северного ренессанса, с элементами барокко и кованым декором в стиле модерн. И это только внешний антураж. Внутри главного дома можно найти фантастическую цветочную лепнину ручной работы, относящуюся к ар нуво, курительную комнату в персидском стиле, а также элементы голландской сельской усадьбы. Во дворе господствует немецкий фахверк из простого красного кирпича, над которым для игривости возвышается замковая башенка а-ля Северный Брабант. Звучит – нелепо, выглядит – потрясающе.

Помимо необычного смешения архитектурных стилей, в зданиях усадьбы были созданы весьма практичные и интересные по функционалу помещения. Гимнастическая комната, изолированная комната с отдельной ванной для больных, несгораемая комната для столового серебра, мастерская для детей и тёмная фотографическая комната.

Но самое интересное, как всегда, скрыто в стенах.

Итак, для удобства передвижения двухэтажный особняк с чердаком на высоких подвалах был снабжён не только пятью лестницами, но и гидравлическим лифтом системы Сан-Галли, который перемещал обитателей дома из гардеробной до верхнего этажа, а также ручным лифтом для подъёма грузов до чердака.

Особого внимания заслуживает система отопления. Причём восхищение вызывает не столько применение передовой водяной отопительной сети, сколько изящная реализация технологии. Дело в том, что все трубы в доме были дополнительно покрыты инфузорной землёй для теплоизоляции и выглядели весьма непрезентабельно. Поэтому для их прокладки в стенах были оставлены специальные каналы. Когда трубы заняли свои места, все каналы закрыли бетонными плитками на винтах, что не только сделало стены эстетичными, но и позволяло при порче или течи труб освидетельствовать и отремонтировать их без особого повреждения.

Помимо горячих батарей в нишах под окнами, горячей была и вода во всех ваннах и умывальных. Она подавалась через спиральные медные трубы из нагревательного бака на чердаке.

Воду умело использовали во всех отношениях. Например, для полива сада применяли дождевую воду с крыши, которая благодаря системе труб отводилась через чердак с фасадной части главного здания во двор.

Все эти удовольствия обошлись владельцу весьма недёшево. Примерно по 35 рублей за квадратный метр (цена дойной коровы на тот момент). Кстати, о том, сколько именно коров мычали в стойле на Английском проспекте, история умалчивает.