Жемчужина с дефектом
Задержан председатель СНП «Северная жемчужина» Андрей Кудрин. Его подозревают в умышленном уничтожении чужого имущества, а также в мошенничестве со средствами садоводов.
Так бывает: вчера вечером г-н Кудрин в переписке отвечал на вопросы NSP (мы готовили этот материал), а сегодня утром – уже на вопросы следователя.
Кудрина подозревают в умышленном уничтожении чужого имущества (статья 167 УК РФ). Также задержан и один из соучредителей партнёрства Вадим Русяев.
Уголовное дело возбуждено 11 сентября. По мнению следствия, к 167-й может быть добавлен целый «букет» экономических статей.
В сентябре на территории садоводства экскаватор снёс дом Александра Тараканова. Это событие – результат многолетнего конфликта и весьма своеобразной схемы управления, выстроенной г-ном Кудриным.
Садовое некоммерческое партнёрство «Северная жемчужина» было создано в 2006 году. В 2010-м был заключён договор с Росимуществом: СНП передали в аренду 150 га между Сертолово и Белоостровом (севернее известного посёлка «Западная Лица»). Ранее землёй распоряжались военные. Территория СНП, поделённая на 1014 участков, до сих пор имеет статус «промки»; приватизация возможна только по соглашению с Росимуществом; регистрация построенных домов – через суд. Большинство распоряжается участками на основании договоров субаренды.
В правление СНП входили несколько человек (включая Андрей Кудрина и Вадима Русяева). Основная масса садоводов получила непонятный статус «кандидатов в члены СНП» – без права голосовать и без доступа к финансовым документам. Общего собрания собственников здесь в принципе нет – потому что собственников немного. Список «членов СНП» стал пополняться только в последние годы. Такая схема давала обширные возможности для злоупотреблений.
В постановлении о возбуждении дела указано: в 2017 году Андрей Кудрин «распределил» себе и супруге 69 участков, Вадим Русяев и члены его семьи получили 62 участка.
Многие садоводы были недовольны и «птичьими правами», и бесконтрольностью правления. Писали жалобы и заявления. В октябре 2019-го Следственный комитет Ленобласти возбудил уголовное дело по фактам мошенничества; начались проверки; расследование несколько раз приостанавливали и возобновляли по требованию прокуратуры.
В заявлениях садоводов приводятся интересные подробности.
По данным активистов, члены правления и несколько «приближённых лиц» выкупают участки у государства по кадастровой стоимости (в среднем – по 30 000 рублей) и продают на свободном рынке по 1,5–2 млн рублей. Нет подтверждения расходования средств, собранных на электроснабжение (около 149 млн рублей) и на водообеспечение (54 млн рублей); заключаются контракты с компаниями, аффилированными с руководством СНП, работы выполняются частично или не выполняются вовсе (ориентировочный ущерб – сотни миллионов рублей)… Перечень документов, сомнительные бумаги и «липовые» контракты недовольные выложили на отдельном сайте – s-zhem.ru. Проверка, проведённая сотрудниками УБЭП в 2019 году, пришла к выводу, что Кудрин и Русяев вывели со счетов садоводства не менее 710 млн рублей.
Правление реагировало предсказуемо: активистам перекрыли доступ к участкам, отключали электричество. «Кандидатов» стали переводить в «члены», чтобы сформировать большинство. Главное: с недовольными «кандидатами» можно было разорвать договор субаренды и блокировать возможность приватизации участков и легализации построек.
Так и получилось с Таракановым. Он в 2015-м заключил с СНП договор субаренды (до 2057 года), построил двухэтажный дом (110 кв.м), перевёз семью. Договор предусматривал право возведения строений на участке. В 2016-м «Северная жемчужина» перезаключила договор с Росимуществом: теперь предметом договора был не массив 150 га, а 1014 участков. И от субарендаторов также потребовали «обновить отношения». Но г-ну Тараканову в перезаключении договора отказали, так как он «не член СНП». Он обратился в областной суд, СНП подало встречный иск – о выселении с «незаконно занимаемого» участка. Суд в апреле 2019-го отказался и понуждать СНП к заключению договора, и выселять Тараканова. И отдельно отметил: дом построен в соответствии с действовавшим на тот момент договором, самовольной постройкой не признан. У правления нет права требовать, чтобы участок был возвращён «в первоначальном состоянии». Затем суд ещё раз подтвердил: дом построен законно. И отказал партнёрству в требовании освободить участок.
Тем не менее 2 сентября 2020-го «неустановленные сотрудники» фирмы «Рентал Тех», действуя по указанию Андрея Кудрина (он находился рядом), дом Александра Тараканова снесли.
В ответе на запрос NSP Андрей Кудрин пояснил: «На сегодняшний день в реестре садоводов СНП «Северная жемчужина» А. Тараканова нет… Никаких прав на участок у Тараканова нет с 2018 года. Им были предприняты попытки зарегистрировать права на временное сооружение на свайном фундаменте, которое он называет «домом». В этом ему было отказано. Участок предоставлен другому лицу, которое и занимается его освоением. В процессе работ временное сооружение было демонтировано». («Другое лицо» – это гражданка Таджикистана Одинаева; следствие полагает, что договор с ней заключён фиктивно, именно – с целью уничтожения имущества.)
По словам г-на Кудрина, сейчас в реестре садоводов – 447 членов. На что могут рассчитывать остальные «кандидаты» – неясно. Активисты опасались, что их постройки может постичь та же участь, что и дом Александра Тараканова…
NSP будет следить за развитием событий и информировать читателей.