НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 06:40

«Ситуация выходит из-под контроля»

5 октября 2020 в 15:19

Ресторанный рынок ожил, но ждёт нового удара от COVID.

Общепит считается одной из наиболее пострадавших от введённых ограничений отраслей. Рестораны и кафе были закрыты с середины марта. В конце июня Смольный разрешил работу летних веранд, ещё через месяц заведения возобновили обслуживание посетителей в помещениях. Сложнее всего пришлось фуд-кортам в торговых комплексах, которые открылись лишь 12 сентября. По данным Knight Frank St. Petersburg, за первое полугодие в городе закрылись около 170 заведений общественного питания, что превышает аналогичный показатель прошлого года в 2,4 раза. Наибольшее число закрытий пришлось на рестораны (43%), бары (13%) и кофейни (11%). 

Пока в Смольном говорят, что постараются не вводить новых ограничений. Однако доверия к властям у бизнеса не осталось. Слишком неожиданными и нелогичными были предыдущие решения о назначении и снятии запретов. «Когда 12 сентября разрешили открыть фуд-корты, я, честно говоря, удивился, потому что заболеваемость уже росла. Закроют общепит или не закроют – больше вопрос политический. До 50% населения не верит в COVID. На мой взгляд, нужно сделать прямую трансляцию из реанимации, чтобы люди понимали, что там происходит. Там ад. По моему мнению, рестораны нужно закрыть либо сделать рассадку через столик», – заявил на конференции MarketMedia «Ресторанный бизнес. Развитие 2020» главврач частной скорой медицинской помощи Coris Лев Авербах.

«Такого хорошего августа, как в этом году, не было никогда. Это награда за трёхмесячный простой. Сентябрь тоже великолепен, большое спасибо внутреннему туризму, рост по сравнению с прошлым годом – 40%, у нас стояла очередь на вход, – рассказывает ресторатор Александр Затуливетров. – Тем не менее я продаю один ресторан и с радостью продал бы второй, да никто не покупает. Наверное, сейчас время для молодых и энергичных – старикам здесь не место. Ситуация не так плоха. Я помню, все говорили, что закроется 90% ресторанов, но перестали работать 10%, не больше. Однако это не значит, что мы не закроемся через два месяца. Ситуация выходит из-под контроля". 

«Вероятны новые ограничения. Пережить первую волну коронавируса было легче. Но впереди у нас шесть месяцев зимы, хорошая проверка для всех. Катастрофический сценарий с новым локдауном в стратегию не заложишь, но то, что он очень вероятен, – однозначно», – согласен Павел Кокков, совладелец ресторанной группы DreamTeam, которая недавно открыла ресторан Forno Bravo на ул. Белинского.

«Пока неясно, что будет со второй волной, наша позиция – будем работать, прогнозировать масштабы закрытий и ограничительных мер – это тратить энергию впустую. Мы предполагали, что нас закроют на месяц, максимум на два, но в Петербурге мы не работали пять месяцев. Пока мы не можем похвастаться ростом продаж, они в минусе относительно прошлого года», – делится  Виталий Свидовский, совладелец сети «Теремок». Сеть, как и весь ресторанный рынок, столкнулась с дефицитом кадров: «Никогда за всю историю компании у нас не было ниже 80% комплектации. Мы не можем не только развивать доставку, но и быстро обслуживать тех гостей, которые к нам приходят». Другие вызовы – восстановление производственных и технологических цепочек и долги по отсроченным налогам и аренде.

«Новые рестораны мы проектируем, любой кризис имеет конец. Мы вписались в проект с фуд-траками, ведём переговоры с чиновниками. Хотим запустить несколько объектов формата Dark Kitchen, но не классику, а с возможностью выноса и обслуживанием, хотим продавать наши продукты, попробовать развивать киоски, потому что именно они практически спасли "Теремок», – комментирует Виталий Свидовский. 

«Мы открылись на Московском пр., 192, за время пандемии запустили новое заведение у "Пионерской", в работе помещение на пр. Большевиков. Мы пошли по следам «Двух палочек», которые закрылись. Открыли Dark Kitchen, начали осуществлять доставку, параллельно решили сделать что-то актуальное и запустили производство нутрицевтических напитков, – рассказывает Николай Митчин, совладелец Big Family Project. – Не могу сказать, что я с оптимизмом смотрю в будущее: по нашей базе дистрибьюторских компаний мы потеряли 25%». 

«Сейчас происходит формирование гражданского общества. Рестораторы, оказавшись в ущербной позиции, поняли: если не объединиться, не начать разговор с властью на принципиально другом уровне, будет совсем плохо. Мы создали Союз улицы Рубинштейна, произошло формирование группы, которая пытается сопротивляться закону Четырбока. Это может дать почву для развития», – считает Павел Штейнлухт, совладелец ресторанов и баров Bekitzer, Babaganoush, Terminal bar и пр. 

Создание Объединения общественного питания анонсирует и Виталий Свидовский.