НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 22:39

Сельские разногласия

11 октября 2020 в 10:39

Группа застройщиков выступила против расширения «сельской ипотеки».

Решение дополнить перечень населённых пунктов, где будут действовать льготные ставки, готовилось долго и было принято на совещании в правительстве региона 29 сентября. В список возвращаются: Бугры, Янино-1, Новоселье, Новогорелово, Новое Девяткино, Заневка, Новосаратовка, Отрадное, Виллози, Малое Карлино, Лаголово, Никольское и посёлок имени Тельмана. По сведениям NSP, постановление уже было подписано губернатором, но его отозвали из-за «технических ошибок». Вероятно, документ опубликуют в начале недели.

Письмо с возражениями против этого решения, адресованное губернатору Александру Дрозденко, подписали руководители компаний «ЛСР-Недвижимость», «Евроинвест Девелопмент», «Сэтл Сити», «Петрострой», «Лидер Групп» и «Полис Групп».

Аргументы: в случае расширения списка «льготных» населённых пунктов «на многие объекты крупных и надёжных застройщиков резко упадёт спрос, это приведёт к остановке строительства, нарушению сроков ввода, увеличению числа обманутых дольщиков». Разные кредитные ставки для объектов, расположенных по соседству, противоречат закону о защите конкуренции. Распространение льгот на урбанизированные территории не соответствует целям программы поддержки села. (Копия письма есть в распоряжении NSP.)

Приведённые резоны справедливы. Но неполны. Неравенство условий заложено уже в федеральных нормах: если в населённом пункте более 30 000 жителей – льготы не применяются, действует ипотечная ставка 6,5% (по факту, с учётом банковских программ – от 5,8%). Если население менее 30 000 – ставка 2,7–3%. Почему не 25 000 жителей? Не 15 000? К тому же административные границы посёлков нередко проводились весьма произвольно, и уж точно – не отделяют «урбанизированные» кварталы от «сельских».

Федеральные нормы тоже приводили к созданию «зон несправедливости»: во Всеволожске льгот нет, а в соседнем Янино – есть; Кудрово в «льготный перечень» не попадает, а соседняя Заневка – пожалуйста.

Перечисленные в начале материала посёлки и деревни были дополнительно исключены из перечня «льготников» в апреле 2020-го постановлением правительства ЛО №222. (Кстати: под давлением застройщиков.) «Зоны несправедливости» не исчезли, но переместились: неравенство возникло между новостройками в Янино-1 и Янино-2, между Новосельем и Аннино… Теперь их возвращают к первому варианту.

На самом деле речь, конечно, не о справедливости. (Петербургским застройщикам, которых "сельская ипотека" вообще не касается, по этому поводу тоже есть что сказать.) Областное правительство преследует вполне понятную цель: использовать федеральные субсидии максимально широко и полно, для возможно большего числа населённых пунктов. А что при этом получается не столько развитие села, сколько урбанизация пригородных зон – не столь важно, после кризиса разберёмся.

Застройщики, подписавшие письмо, защищают свой бизнес. «Должно быть равенство условий для всех, – говорит Андрей Сорочинский, председатель совета директоров «Полис Групп». – Полномочия субъекта РФ позволяют разграничивать сельские и городские агломерации. Задача областного правительства – обеспечить равный доступ к субсидированным ставкам для покупателей и справедливую конкуренцию – для девелоперов».

У тех, кому вернут льготы, другая позиция.

«Конечно, мы будем рады возвращению льготных ставок, – комментирует Максим Жабин, заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой» (ЖК «Новогорелово»). – Впрочем, эффективность субсидированных кредитов отчасти нивелируется долгим сроком согласования – два месяца и более. Если процедура будет упрощена и отлажена, это действительно станет конкурентным преимуществом».

Группа ЦДС предпочитает оставаться в стороне от полемики. «Мне кажется, значимость этой проблемы преувеличена, – говорит Михаил Медведев, генеральный директор Группы ЦДС. – Разница в ежемесячных платежах не столь значительна, чтобы играть важную роль в принятии решения о покупке. Важно, что сам платёж невелик, а через год-два стоимость кредита вообще может оказаться ниже уровня инфляции».