НАШ ЦИТАТНИК: «Отмена льготной ипотеки стимулирует спрос на апартаменты, так как привлекательность квартир для инвесторов снизится. Если раньше люди покупали квартиру «под сдачу», используя льготную ипотеку, теперь они станут рассматривать другие варианты...» Евгений Тихоненко

23 июля, 10:54

Строительство колокольни Смольного монастыря может закрыть вид на сам собор

22 октября 2020 в 06:00

В Совете по сохранению культурного наследия пока нет единодушия относительно идеи строительства колокольни Смольного монастыря. И хотя в гениальности Франческо Бартоломео Растрелли, спроектировавшего собор и колокольню, нет сомнений, споры о возможности реализации этого проекта продолжаются.

«Проект строительства Смольного собора и колокольни – гениальное произведение Растрелли. В силу различных причин проект не был реализован в соответствии с первоначальным замыслом великого архитектора. Если сегодня есть возможность воссоздать его в полном объеме, то это, безусловно, надо сделать», - уверен председатель совета директоров холдинга «РСТИ» Федор Туркин.

Другого мнения придерживается искусствовед, член Союза архитекторов, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и Минкульте Михаил Мильчек. Он уверен, что раз колокольня не была возведена в своё время, этот проект будет новым строительством, а не воссозданием, которое в редких случаях допускает законодательство о защите памятников. В пример он приводит дворец в московском Царицино, который достраивали при Лужкове, понизив в итоге ценность исторического ансамбля. «Многие известные архитекторы меняли замыслы уже в процессе строительства. Поэтому сегодня никто не может сказать, как бы выглядела колокольня, если бы Растрелли смог её достроить. «В XVIII-XIX веках в Петербурге сложилась система вертикалей и доминант. И новая колокольня разрушила бы эту систему доминант, которая уже пострадала из-за «Лахта-центра». Никакой функциональной необходимости в её строительстве нет, а негативное влияние очевидно», - уверен Михаил Мильчек.

Председатель ассоциации «Архсоюз Капитель», генеральный директор ООО «ЯРРА Проект» Михаил Копков не видит причин, не позволяющих реализовать проект: «В Барселоне всё ещё достраивают храм по проекту Гауди, который он так и не успел реализовать. Помешали обстоятельства, не хватило времени. Такие обстоятельства помешали и Растрелли. Он сделал проект, он так чувствовал это место, у него был градостроительный замысел, он предвидел, что эта колокольня должна стать одной из городских доминант. Я не понимаю, почему бы не осуществить его замысел, и было бы здорово достроить задуманный им комплекс. То, что это великий архитектор нет никаких сомнений, и я всегда снимал шапку, проходя мимо собора в знак восхищения этим произведением. Так что у меня мнение однозначное – надо достроить комплекс монастыря, и увидеть его в том виде, в котором его задумывал Растрелли».

Член совета по сохранению культурного наследия, ведущий научный сотрудник Отдела истории архитектуры и градостроительства Нового времени, советник РААСН Борис Кириков, напоминает про изменчивость замыслов архитекторов: «Мы не имеем представления, какой на самом деле задумал колокольню Растрелли. Сохранившийся макет - это промежуточный вариант. Например, на нём угловые башни колокольни на самом соборе стоят отдельно от центрального барабана, а в реальности они примыкают к нему. Это значит, проект серьёзно переделывался. Мы толком не знаем и запланированную высоту. Есть путаница при пересчёте из футов и саженей».

Заместитель председателя Совета Петербургского городского отделения ВООПИК Александр Кононов отмечает, что колокольня должна была расположиться перед собором, и в случае её строительства она окончательно его скроет.

Однако Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге (инициатор проекта строительства колокольни), напоминает, что есть множество примеров строек, которые длились столетиями, а на их площадках сменялись несколько поколений строителей: «Например, собор Святого Семейства в Барселоне (Саграда Фамилия) возводили именно так. И всем нам он нравится. Неужели было бы правильнее остановить стройку после смерти Гауди?»

Смольный монастырь начали возводить в 1748 году. А публике представили только в 1835-м, да и то не в окончательном виде - без колокольни, которая была построена до второго яруса, а затем разобрана. За эти 87 лет работы неоднократно останавливались и возобновлялись. «Сейчас появилась прекрасная возможность вернуть Смольному монастырю первоначальный облик и создать новый шедевр архитектуры, который будет вызывать гордость у современников и возродит связь времен», - уверен Филипп Грибанов. Он полагает, что завершить начатое великим зодчим, безусловно, важная и ответственная задача, но она по плечу современным специалистам. «С того момента, как мы объявили о проекте, мы чувствуем огромную поддержку петербуржцев и специалистов по архитектуре и градостроительству. И это самые важные аргументы в пользу воссоздания колокольни — потребность горожан в прекрасном произведении архитектуры и возвращение первоначального облика историческому памятнику», - говорит Филипп Грибанов.