Строительство колокольни Смольного монастыря может закрыть вид на сам собор
В Совете по сохранению культурного наследия пока нет единодушия относительно идеи строительства колокольни Смольного монастыря. И хотя в гениальности Франческо Бартоломео Растрелли, спроектировавшего собор и колокольню, нет сомнений, споры о возможности реализации этого проекта продолжаются.
«Проект строительства Смольного собора и колокольни – гениальное произведение Растрелли. В силу различных причин проект не был реализован в соответствии с первоначальным замыслом великого архитектора. Если сегодня есть возможность воссоздать его в полном объеме, то это, безусловно, надо сделать», - уверен председатель совета директоров холдинга «РСТИ» Федор Туркин.
Другого мнения придерживается искусствовед, член Союза архитекторов, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и Минкульте Михаил Мильчек. Он уверен, что раз колокольня не была возведена в своё время, этот проект будет новым строительством, а не воссозданием, которое в редких случаях допускает законодательство о защите памятников. В пример он приводит дворец в московском Царицино, который достраивали при Лужкове, понизив в итоге ценность исторического ансамбля. «Многие известные архитекторы меняли замыслы уже в процессе строительства. Поэтому сегодня никто не может сказать, как бы выглядела колокольня, если бы Растрелли смог её достроить. «В XVIII-XIX веках в Петербурге сложилась система вертикалей и доминант. И новая колокольня разрушила бы эту систему доминант, которая уже пострадала из-за «Лахта-центра». Никакой функциональной необходимости в её строительстве нет, а негативное влияние очевидно», - уверен Михаил Мильчек.
Председатель ассоциации «Архсоюз Капитель», генеральный директор ООО «ЯРРА Проект» Михаил Копков не видит причин, не позволяющих реализовать проект: «В Барселоне всё ещё достраивают храм по проекту Гауди, который он так и не успел реализовать. Помешали обстоятельства, не хватило времени. Такие обстоятельства помешали и Растрелли. Он сделал проект, он так чувствовал это место, у него был градостроительный замысел, он предвидел, что эта колокольня должна стать одной из городских доминант. Я не понимаю, почему бы не осуществить его замысел, и было бы здорово достроить задуманный им комплекс. То, что это великий архитектор нет никаких сомнений, и я всегда снимал шапку, проходя мимо собора в знак восхищения этим произведением. Так что у меня мнение однозначное – надо достроить комплекс монастыря, и увидеть его в том виде, в котором его задумывал Растрелли».
Член совета по сохранению культурного наследия, ведущий научный сотрудник Отдела истории архитектуры и градостроительства Нового времени, советник РААСН Борис Кириков, напоминает про изменчивость замыслов архитекторов: «Мы не имеем представления, какой на самом деле задумал колокольню Растрелли. Сохранившийся макет - это промежуточный вариант. Например, на нём угловые башни колокольни на самом соборе стоят отдельно от центрального барабана, а в реальности они примыкают к нему. Это значит, проект серьёзно переделывался. Мы толком не знаем и запланированную высоту. Есть путаница при пересчёте из футов и саженей».
Заместитель председателя Совета Петербургского городского отделения ВООПИК Александр Кононов отмечает, что колокольня должна была расположиться перед собором, и в случае её строительства она окончательно его скроет.
Однако Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге (инициатор проекта строительства колокольни), напоминает, что есть множество примеров строек, которые длились столетиями, а на их площадках сменялись несколько поколений строителей: «Например, собор Святого Семейства в Барселоне (Саграда Фамилия) возводили именно так. И всем нам он нравится. Неужели было бы правильнее остановить стройку после смерти Гауди?»
Смольный монастырь начали возводить в 1748 году. А публике представили только в 1835-м, да и то не в окончательном виде - без колокольни, которая была построена до второго яруса, а затем разобрана. За эти 87 лет работы неоднократно останавливались и возобновлялись. «Сейчас появилась прекрасная возможность вернуть Смольному монастырю первоначальный облик и создать новый шедевр архитектуры, который будет вызывать гордость у современников и возродит связь времен», - уверен Филипп Грибанов. Он полагает, что завершить начатое великим зодчим, безусловно, важная и ответственная задача, но она по плечу современным специалистам. «С того момента, как мы объявили о проекте, мы чувствуем огромную поддержку петербуржцев и специалистов по архитектуре и градостроительству. И это самые важные аргументы в пользу воссоздания колокольни — потребность горожан в прекрасном произведении архитектуры и возвращение первоначального облика историческому памятнику», - говорит Филипп Грибанов.