НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 18:34

Римская мозаика для русской церкви

30 ноября 2020 в 14:58

Восстановление церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на проспекте Обуховской Обороны завершится в начале 2022 года. Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге приступает к последнему этапу работ.

Церковь построена в 1894–1898 годах в стиле московско-ярославского зодчества XVII века.  Архитекторы – Александр фон Гоген и Александр Иванов. В 1933 году храм разрушили. Уцелела только часовня, возведённая в начале XX века. В 2012-м сохранившиеся фундамент и фрагменты церковного здания признаны памятником регионального значения.

Восстановление началось в 2017 году; основные строительные работы уже завершены. Сейчас Фонд работает над фасадами и интерьерами Скорбященской церкви, идёт восстановление монументальной живописи. Вскоре начнут изготавливать иконостас. Кроме того, специалисты трудятся над одним из декоративных элементов фасадов – уникальной мозаикой над главным и боковыми входами в церковь. С помощью современных технологий эксперты установили, что она была выполнена в технике римской мозаики из тянутой смальты, популярной в России XVIII–XIX веков. После революции секрет её изготовления был утрачен, но художник-мозаичист и член Союза художников России Игорь Лаврененко разработал уникальную технологию специально для этого проекта. Она позволяет достигать большой детализации изображения за счёт малого размера составных элементов. Работы над фасадами и внутренней отделкой храма завершат в начале 2022 года.

«Нам очень повезло, что сохранилось множество исторических документов: чертежи, разрезы и очень обширная фотофиксация церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы повторили все габариты, детали и даже материалы, которые использовались в конце XIX века. Чтобы достичь максимальной аутентичности, использовали особый связующий штукатурный раствор и кирпич ручной формовки – двух одинаковых кирпичей не найти. Всё это позволило воспроизвести исторический облик храма с большой точностью», – говорит представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге Филипп Грибанов.

По его словам, важная особенность восстановления Скорбященского храма – работа на сохранившемся историческом фундаменте: «Это уникальный опыт, который мы планируем использовать в работе над другими проектами. В частности, над колокольней Смольного монастыря авторства Растрелли, по которой мы сейчас готовим историко-культурное и архитектурное обоснование».