НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 02:57

Раскат губы на 33 «ярда»

10 декабря 2020 в 10:40

Новая «волна» на подходе. Нет, не вируса, а цифровизации. Росреестр просит из казны 33 млрд рублей – на создание очередной платформы.

Программа «цифровой трансформации» Росреестра направлена в правительство. Ведомство планирует выполнить её за три года; расчётные затраты – 33 миллиарда рублей, сообщает «Коммерсантъ».

Взамен обещаны: «внедрение риск-ориентированного подхода при проверках бизнеса», создание «витрины данных» ЕГРН, подключение выписок и регистрации к Единому порталу госуслуг и, главное, создание цифровой геоплатформы, которая «консолидирует данные о территориальном устройстве РФ».

В описании задач коллеги из «Коммерсанта» сами невольно подпадают под магию бюрократического новояза: «Сервисный подход службы должен способствовать и решению проблемы отсутствия достоверных данных о земле и недвижимости». Вот каким образом «цифра» компенсирует отсутствие первичных сведений? (Случившееся из-за того, что в ходе предыдущей реформы ради кадастра угробили систему БТИ.) Оцифровка может лишь перевести уже имеющиеся многочисленные косяки и нестыковки из бумаги – в компьютер, и в блокчейне закрепить их навечно.

Если смотреть не на планы, а на факты, возникает совершенно отчётливая «картина маслом»: Росреестр стремится к монопольному положению на рынке платных государственных услуг. (Борьба с частными сервисами платных выписок из ЕГРН и т.д.) Само словосочетание «платные госуслуги» – несколько странное, вы не находите?

То есть (теоретически) полезная и нужная контора, созданная и существующая на наши с вами налоги, изо всех сил пыхтит, чтобы продавать сервисы нам же и при этом убрать с рынка всяких конкурентов. Государственные услуги по определению должны быть бесплатными, разве нет? Кроме редких случаев, для которых предусмотрена госпошлина. А так – на наших глазах возникает и крепнет, уточняя детали, интересный феномен коммерческого государства.

Кроме того, появляется эффект дежавю. Это уже было. Почти в тех же словах и суммах.

В 2013 году Росреестр должен был отчитаться о выполнении ФЦП «Создание автоматизированной системы внедрения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости». Оказалось: 29,5 млрд рублей были потрачены «с нарушениями», ещё 2,5 млрд – «не по назначению»; система так и не заработала, её запускали много позже и с дополнительными затратами. Главный фигурант расследования, замглавы ведомства Сергей Сапельников растворился в направлении США, и с тех пор о нём ничего не слышно.

Есть основания полагать, что уж на этот раз всё будет иначе? С чего бы?

По оценкам аналитиков, именно цифровизация (наряду с освоением Арктики) становится одним из самых коррупциогенных направлений, с максимальными откатами. Потому что мост или, допустим, олимпийский стадион хотя бы можно потрогать. Переклеенный шильдик на китайском сервере – отодрать. А ПО – как потрогаешь? Трудно проверить. Работает? – Ну, вроде... почти работает. Хотя и с перебоями. Потому что «переходный период». Да ладно вам докапываться, у нас такая классная новая программа на подходе!

Государственные ведомства и службы производят услуги. Но для них это побочный продукт. А основной – всё более и более эффективные программы для освоения бюджетных средств. И вот здесь им нет равных.