«Воссоздание архитектурных шедевров – это долгосрочная инвестиция...»
О необходимости и о роли высотных доминант рассуждает Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга.
Грибанов Филипп
Небесная линия Петербурга в последние 20 лет стала притчей во языцех. Только ленивый не использовал это словосочетание при обсуждении новых амбициозных проектов, таких как «Лахта-центр» или мосты Западного скоростного диаметра. Однако многие словно забывают о том, что небесная линия в Санкт-Петербурге всегда подчёркивалась доминантами: будь то шпиль Петропавловской крепости, купол Исаакиевского собора или дом Зингера. Без высотных доминант город стал бы плоским, однообразным, потерял бы визуальный ритм.
Высотные акценты способны не только преобразить облик города, но и стать «точками притяжения», новыми символами города, привлечь в район инвестиции, бизнес, туризм. Такую картину мы наблюдаем вокруг «Лахта-центра»: парк 300-летия Санкт-Петербурга был спроектирован ещё в 1995 году, благоустроен – в 2003-м. Но разве можно сравнить его посещаемость до строительства небоскрёба и сейчас, когда туристы специально приезжают, чтобы полюбоваться лучшими видами на стеклянную «иглу»? Благодаря этим видам в парке стали проводить мероприятия, собирающие сотни тысяч горожан. Разве могла эта локация получить такой приток туристов и отдыхающих, не будь рядом знаковой доминанты?
Доминанты нужны не только новым районам. В историческом центре до сих пор достаточно «белых пятен», внутри которых расположены прекрасные объекты, которые не входят в топ-20 «неформальных достопримечательностей». Даже коренные петербуржцы отчего-то не посещают эти места. Незаслуженно забыт Смольный монастырь. Согласно опросу, проведённому осенью АНО «ИСОГОР», 62% опрошенных жителей Центрального района бывает здесь раз в месяц или реже. Это неиспользованный потенциал для экономики района и города. Высотная доминанта, например, такая как задуманная Растрелли колокольня Смольного монастыря, могла бы «приподнять» городскую панораму, подчеркнуть красоту города, привлечь в район туристов, а следом за ними – инвестиции.
Только за 2019 год, по официальной статистике, туристы принесли городу порядка 375 миллиардов рублей. Когда мир оправится от пандемии, нас ждёт всплеск туристической активности. Создание новых общественных пространств и точек притяжения поможет городу выйти из кризиса. Поможет людям, истосковавшимся по впечатлениям и общению, получить их. Поможет избежать толп в центре, познакомить гостей с пока недооценёнными уголками нашего прекрасного города. И, конечно, поддержит экономику Петербурга, создаст рабочие места, которые заметно сократила пандемия.
Кроме того, когда период разобщённости закончится, нам понадобятся новые проекты, способные сплотить город. Сплотить идеологически, став новыми символами Петербурга, и физически – при помощи новых, современных, интересных общественных пространств, куда петербуржцы с радостью придут встретиться с друзьями, провести время вместе.
Воссоздание утраченных архитектурных шедевров может показаться кому-то недопустимой роскошью в наше время. Но если смотреть в будущее, мы увидим, что это долговременная инвестиция, призванная поддержать Петербург завтрашнего дня – как с экономической, так и с идеологической точки зрения. Смелые проекты свойственны периоду величия и силы государства. Сегодня они нужны городу как никогда.