НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

26 декабря, 19:05

Фонды делят под ковром

18 марта 2021 в 11:45

Фонд защиты прав дольщиков и Фонд ЖКХ объединят. Дольщикам придётся подождать.

О перспективе слияния двух фондов в один мы уже писали. Новая структура будет называться «Фонд развития территорий»; юристы Минстроя подготовили законопроект, он опубликован на сайте раскрытия информации.

Слияние случится не раньше 1 января 2022-го. Потому что, как говорится в пояснительной записке, «реорганизация юридических лиц, являющихся получателями субсидий из федерального бюджета, влечёт за собой необходимость проведения значительного количества операций по передаче бюджетных ассигнований и обязательств, в течение которых использование средств приостанавливается...»

Цели этой бюрократической процедуры, как водится, прекрасны: «создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан», «реализация государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав дольщиков» (курсив наш. – NSP) и т.д.

Чем плоха была «реализация госполитики» двумя структурами, одна из которых занималась аварийным жильём, другая – долгостроями, в законопроекте не поясняется. Однако некоторые предположения сделать можно.

Неделю назад руководитель Фонда защиты прав дольщиков Константин Тимофеев заявил в интервью, что для «окончательного решения проблемы дольщиков» понадобится около 300 млрд рублей. Это «с учётом уже выделенных денег» – 27 млрд, плюс 10 млрд, которые Фонд рассчитывает получить от застройщиков. Значит, понадобятся ещё 263 млрд рублей.

Летом 2020-го Счётная палата приводила совсем другие цифры. «По оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд рублей... В АО «ДОМ.РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020–2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей...» Что случилось с августа 2020-го по март 2021-го? Массу домов достроили, методику расчётов изменили или просто поняли, что столько денег не дадут, и умерили запросы?

Кстати, правительственная «Российская газета» материалы Счётной палаты семимесячной давности решила обнародовать именно сейчас, 17 марта. Правда, не полностью: опущены абзацы, где говорится о «скромных результатах» работы Фонда, о «низком качестве бюджетного планирования» и о "многократном превышении заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве».

15 марта портал BAZA опубликовал расследование о частном аэродроме и бизнес-джетах на 2 млрд рублей, которые якобы принадлежат родственникам Константина Тимофеева.

17 марта президент Владимир Путин, выступая на коллегии Генпрокуратуры, вдруг вспомнил о дольщиках: «Нужно последовательно разбираться с долгами прошлых лет, поэтому прошу руководителей органов прокуратуры в регионах, где есть такие долгострои и проблемные объекты, контролировать эту ситуацию, и... в конце концов добиться решения окончательно этого вопроса».

Хотя, конечно, странно: ну как генпрокуратура поможет долгостроям? Она может посадить застройщиков – так их и так регулярно сажают последние года три. На количество проблемных домов это не влияет. Дольщики, конечно, за справедливость, за то, чтобы «вор сидел в тюрьме». Но, по возможности, предпочитают торжество закона в комплекте с квартирами или денежными компенсациями.

Практически одновременно, тоже 17 марта, на сайте regulation.gov.ru появился законопроект о Фонде развития территорий (см. выше)...

Многовато совпадений, не так ли? Попробуем сложить пазлы в картинку. В Кремле Фондом дольщиков недовольны. Дополнительных денег не дадут, уже выделенные – будут жёстко контролировать. Новой структурой, скорее всего, будет руководить Сергей Степашин, глава Фонда ЖКХ – к нему публичных претензий практически нет. Впрочем, Константин Тимофеев – из Казани, как и вице-премьер Марат Хуснуллин, и глава Минстроя Ирек Файзуллин. Исход аппаратной борьбы за объединённое кресло далеко ещё неясен.

Административные процедуры потребуют времени – так что, скорее всего, неизбежны задержки и перебои в софинансировании долгостроев. О чём дольщиков заранее и предупреждают...