За комфорт придётся платить «натурой»
Город не будет навязывать девелоперам конкретные локации для жилищного строительства, но – будь то застройка новых территорий или проекты редевелопмента – потребует комплексного подхода к их развитию. Это означает новые расходы для застройщиков, в том числе и введение платы за изменение функционального назначения участка, которую город будет брать «натурой».
В отсутствие нового Генплана и внятных приоритетов развития агломерации девелоперы сами изыскивают и осваивают интересные локации. Причём стройплощадки не расположены равномерно по территории города, а сосредоточены в нескольких зонах. О том, как они развиваются, чего требует город и чем отвечают застройщики, рассуждали участники бизнес-завтрака «Модное место», организованного редакцией газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и сайта NSP.RU.
Участники дискуссии:
Андрей Некрасов:
– Город всё же подписал соглашение с РФ, и в рамках нацпроекта ежегодно достаточно строить около 3,2 млн кв.м жилья, но именно комфортного. Когда начнёт работать градостроительная комиссия, которая будет решать, как обеспечить жилые проекты социальной инфраструктурой?
Николай Линченко:
– Мы вышли на финишную прямую – осталось согласование членами городского правительства и подпись губернатора. (На момент сдачи материала в печать Александр Беглов уже подписал соответствующее постановление, однако оно ещё не было официально опубликовано. – NSP.) Это некий аналог комиссии, которая действует в столице. Речь о полномочном коллегиальном органе, куда мы пригласили даже прокуратуру. Предметом обсуждения будет как раз градостроительный потенциал конкретной территории, подлежащей развитию. Без заключения комиссии и подтверждения застройщиком выполнения её предписаний нельзя будет получить разрешение на строительство. Действующая сейчас процедура непрозрачна, а обоснования застройщикам непонятны. Но последние годы они уже не спорят, что должны сами обеспечить набор социальных объектов, все внутриквартальные проезды, как и все инженерные сети. Все знают про дефицит социальных объектов. Городу их необходимо 326, и по трети объектов пока не найдены источники финансирования. Есть и проблемы с транспортной инфраструктурой, когда, например, внутриквартальный проезд есть, но его подключить некуда, поскольку нет куска окаймляющего квартал проспекта, развязки и т. п. В каких-то местах ситуация с транспортной инфраструктурой даже хуже, чем с социальной. Эти вопросы также станут предметом обсуждения комиссии. Будет понимание, как, кто, когда и за счёт каких источников финансирования будет эти объекты создавать. Новые жилищные проекты не должны создавать дополнительной нагрузки на инфраструктуру, а, наоборот, призваны улучшать ситуацию.
Анастасия Ясинская:
– Девелоперы в основном люди математического склада и очень меркантильные. Можно ли эту нагрузку выразить в конкретных суммах?
Николай Линченко:
– Вся нагрузка измеряется в натуральных показателях – числе мест в садиках или школах. Идея создания фонда социальных обязательств застройщиков не прошла, поскольку наша цель – не получение денег. Есть параллельная история, связанная с платой за перевод земель в другую категорию. Такой опыт имеется в Москве. В Петербурге за десять лет функциональное назначение изменили 2061 га, на которых разрешено построить 13,5 млн кв.м жилья. Ни копейки бюджет не увидел, зато мы имеем огромный дефицит социальных объектов.
Андрей Некрасов:
– Насколько полно будет перенят московский опыт? Девелоперы говорят, что в столице больше ни за что не платят: ни за «социалку», ни за дороги...
Николай Линченко:
– Там платят за изменение функции и за свой счёт полностью строят все необходимые объекты социальной инфраструктуры, общественные пространства, благоустраивают территорию. Об этом наши девелоперы почему-то забывают упомянуть. И размер этой платы недавно увеличился в разы – он зависит от числа создаваемых рабочих мест, например.
Анастасия Ясинская:
– А у нас так же будет: всё стройте сами, да ещё и платите за изменение функционального назначения?
Николай Линченко:
– Нет. Форма платы будет зависеть от того, как нормативно будет закреплено право этого перехода. Пока в рамках действующего законодательства это можно сделать с помощью упомянутой градостроительной комиссии. Но деньги нам не нужны, нам нужно, чтобы дети могли пойти в садик или школу.
При этом обеспечение «социалкой» строящихся домов даже не обсуждается. Это должен сделать застройщик в рамках развиваемой территории.
В этом году мы выработаем необходимые поправки в федеральное законодательство и выйдем с изменениями в местное. Станет понятен регламент, и будут уже первые итоги работы градостроительной комиссии, которая начнёт функционировать в июне.
Алексей Белоусов:
– В Москве не всё делается за счёт застройщиков, но всё действительно решает комиссия. Причём индивидуально для каждого проекта. Где-то город выделяет землю, которая стоит денег, и на ней строятся социальные объекты – иногда за счёт бюджета, иногда застройщиком. Для застройщиков важен единый чёткий алгоритм, с помощью которого на начальном этапе проекта можно было бы посчитать, сколько именно мест в социальных объектах понадобится и какова будет общая стоимость «социалки», дорог и т. д. Когда такой алгоритм заработает, мы сможем поблагодарить вице-губернатора и всю его команду. Само появление такой комиссии – большой плюс, поскольку раньше решения принимались в закрытом режиме и даже без участия застройщиков. Их просто ставили перед фактом, причём на той стадии, когда в проекты уже было вложено много денег и времени.
Андрей Некрасов:
– На каких территориях, на ваш взгляд, должно развиваться жилищное строительство. Смольный делает ставку на редевелопмент или освоение новых земель?
Николай Линченко:
– Мы конкретные участки не навязываем, а развитие будет зависеть от конкурентных преимуществ проектов. Через два-три года при выборе квартиры покупатели будут оценивать возможность отвести ребёнка в начальную школу, наличие дополнительных кружков и спортивных секций. Выбирать станут исходя из комфортных общественных пространств, благоустройства и озеленения. Этими «фишками» можно будет зацепить покупателя.
Анастасия Ясинская:
– Однако есть ощущение, что некоторые городские локации уже застроены «под завязку».
Николай Линченко:
– Просто там создан катастрофический перекос между жильём и инфраструктурой. Некоторые локации просто кричат о своих проблемах. Где-то надо срочно делать выезд, где-то объекта здравоохранения не хватает.
Например, в Приморском районе, который наиболее динамично развивается, нет ни одной региональной больницы – только федеральные учреждения. Мы прорабатываем возможность создания там клинического центра.
Андрей Косарев:
– Каким бы город хотел видеть развитие «серого пояса»?
Николай Линченко:
– Сделать из города музей – нельзя, превратить его просто в «спальник» – тоже. Его нужно развивать органично и комплексно, создавая комфортную среду. Все мало-мальски привлекательные промышленные территории девелоперы уже давно попытались перевести как минимум в зону Д, которая предусматривает строительство жилья. Предприятия переехали или могут организовать производство на в разы меньшей территории, а оставшуюся – перепрофилировать. Однако речь не только о жилье, но и о «социалке», которая займёт около 30% территории, об общественных зонах, улично-дорожной сети. Такая концепция качественного редевелопмента будет только приветствоваться.
Но чаще бывает, что из промышленной территории «вырывают» кусок под жильё, обанкротив какое-то предприятие, а вокруг остаётся производство с санитарными зонами. Некоторые инвесторы пытались даже на уникальные оборонные производства замахнуться. Вот так не должно быть. Надо сформировать нормальную градостроительную единицу в пределах квартала, чтобы всё самое необходимое жители находили в его пределах. Застройщикам стоило бы объединяться с соседями и приходить к нам с проектом развития всего квартала.
Андрей Косарев:
– У нас с редакцией «Недвижимости и строительства Петербурга» совпали идеи. Мы решили детально проанализировать существующие и перспективные локации для жилого девелопмента. Мы изучили земельный портфель девелоперов – более 730 га, без учёта уже строящихся проектов. 87% этих территорий застроят проектами категории «масс-маркет», 7% – класс «бизнес», 4% – «премиум» и только 2% – «элита». Половина всех этих земель приходится на Пушкинский и Василеостровский районы, на ближайшие территории Ленобласти – ещё 12%. Однако они ещё требуют разработки градостроительной и проектной документации, и жильё выведут на рынок года через четыре или позже.
Локаций, которые уже активно застраиваются, мы выделили восемь. Например, район Чёрной речки и Выборгской набережной. Там много проектов и сделок с землёй, много редевелопмента – есть комплексные проекты, но есть и точечные. Всего здесь можно возвести около 960 000 кв.м жилья, более половины из которого уже строится. Почти 80% проектов относится к бизнес-классу, и продаются они примерно по 206 000 рублей за 1 кв.м. В районе набережной Охты и Малоохтинской набережной можно разместить около 400 000 кв.м жилья, но большая его часть уже построена. В районе Лиговского проспекта из возможных 560 000 кв.м жилья около половины ещё проектируется и примерно 30% строится. И любопытно, что в этой локации актуальные цены на комфорт-класс (228 000 рублей за «квадрат») даже выше, чем на «бизнес» (202 000 рублей за кв.м). Это связано с тем, что проекты сегмента «комфорт» находятся в завершающей стадии, а дома категории «бизнес» – в начале строительства. Самые масштабные планы у застройщиков на намывных территориях Васильевского острова, где разместится 2,2 млн кв.м жилья, большая часть из которого ещё проектируется.
Мы выделили оригинальные концепции благоустройства, архитектурных и планировочных решений, которые применяют застройщики в тех или иных локациях. Так, девелоперы активно работают с waterfront, используя близость к рекам и заливу. В этом плане можно отметить проект Magnifika от компании Bonava. Думаю, именно таких пространств не хватает нашему городу с его обширной акваторией. Немало проектов отличаются оригинальными концепциями благоустройства и ландшафтным дизайном. Есть примеры удачного интегрирования в жилые кварталы объектов культурного наследия, например, в ЖК «Георг Ландрин» от «Абсолют Строй Сервиса» или «Четыре горизонта» от RBI. Иногда это вынужденный шаг для девелопера, но в итоге появляются яркие объекты.
Например, компанию LEGENDA мы консультировали по вопросу включения в инфраструктуру её проекта исторических построек бывшего завода «Петмол».
Андрей Некрасов:
– Какие из локаций перспективны с точки зрения транспортной инфраструктуры?
И вообще, что проще: обеспечить транспортную доступность проектов реновации со старой улично-дорожной сетью, но расположенных близко к центру, или новых проектов на окраинах?
Рубен Тертерян:
– Из перечисленных локаций с точки зрения транспорта перспективы развития имеет только Октябрьская набережная. Во всех остальных зонах будут серьёзные затруднения с трафиком.
При наличии финансирования осваивать новые территории проще – их можно нормально спланировать, обеспечить всеми объектами транспортной инфраструктуры в плановые сроки. Но это требует больших вложений – таких средств в Петербурге недостаточно. Что касается редевелопмента, это и есть основная причина транспортных проблем. Промышленная застройка не генерировала плотные потоки транспорта, и историческая дорожная инфраструктура просто не приспособлена под объём трафика, который создают жилые кварталы. С ростом комфортности жилья подвижность его обитателей растёт, как и обеспеченность автомобилями. Поэтому освоение «серого пояса» надо вести комплексно и резервировать площади для расширения транспортной инфраструктуры, освобождая для этих целей 15-18% территории.
Андрей Косарев:
– Люди, которые переезжают сейчас на территории редевелопмента, прежде жили в основном в спальных районах. И, перебираясь ближе к центру, они сокращают маятниковую миграцию. Да, у них много автомобилей, но они уже не так далеко едут до работы.
Рубен Тертерян:
– Это так. Объективные исследования показали, что у людей, живущих в домах комфорт- и бизнес-класса, уровень автомобилизации выше. Кроме того, в основном это семейная публика, а одна мама с двумя детьми «генерирует» в среднем пять с половиной поездок в день. Причём не на каршеринге, потому что в багажнике она возит всё необходимое, как в дамской сумочке. И пользоваться эти новосёлы будут улицами, ведущими к центральным мостовым переходам. Улиц этих немного, они старые и узкие. Например, Уральская улица или Большой Сампсониевский проспект. Они, по сути, выполняют функцию дорог городского значения, которые соединяют с центром районы с миллионным населением. Однако по планировке и будущей застройке превращаются в улицы местного значения с въездами-выездами в подземные паркинги. Эту проблему надо решать, и решение возможно только комплексное.
Николай Линченко:
– На мой взгляд, единственная локация, разрешённая к освоению, но ещё не освоенная, – это намыв. В том числе с точки зрения подключения к улично-дорожной сети: разрешительные документы есть, проект Шкиперской развязки утверждён и это один из первоочередных транспортных объектов. Застройщики добились синхронизации ввода жилья и «социалки», в северной части даже новые дороги не повысят нагрузку на бюджет. Территория более или менее уравновешена в части жилищного строительства и будущей инфраструктуры. А, например, Октябрьскую набережную я считаю уже, по сути, застроенной локацией, хотя и с комплексом проблем. Нужен мост и разворотное кольцо на набережной, которое будут проектировать и строить девелоперы, потому что пока шесть кварталов надо проехать, чтобы развернуться. Комиссия как раз и призвана решать проблемы локации в целом и увязывать интересы всех владельцев смежных участков.
Анастасия Ясинская:
– Давайте рассмотрим пример, как «фишка» конкретного проекта превращается в «фишку» целой локации, когда к одному девелоперу присоединяется другой, город тоже участвует, а в результате формируется «модное место» в масштабе целого района.
Александр Свинолобов:
– Речь идёт о реконструкции набережной у нашего комплекса Magnifika, которая находилась в запустении, и на неё невозможно было попасть. Работы над первым участком протяжённостью 190 метров завершились осенью 2020 года. Велодорожки, прогулочные зоны, спуски к воде, детские площадки, амфитеатр у воды. Затем появятся площадка для йоги, пикника, столы для игр. Это городская территория и её благоустройство – это наши социальные обязательства перед городом.
Все проектные материалы мы передали администрации и проектировщикам соседних участков. С идеей обустройства набережной в район пришли именно мы и начали с властями работать. А сейчас усилиями районной администрации планируется благоустройство другого берега, соседи-застройщики присоединяются к проекту. И потенциал большой: пока здесь ещё остаётся обширная промзона.
Андрей Некрасов:
– Как с соседями сложились отношения? Им ведь пришлось продолжить ваши начинания на том же уровне...
Александр Свинолобов:
– Да, у них выбора не было. Однако все понимают, что это та самая «фишка» проекта, которая помогает его продавать. Причём неплохо. Самая большая ценность в том, что это именно городская, а не частная территория, и у неё есть дальнейшее развитие.
Николай Линченко:
– Давайте будем честными. Застройщики хотят выжать максимум из своего участка, реализовав всю нагрузку в части соцобъектов, благоустройства и т. д. на городской земле. Управляющая компания застройщика могла бы взять на себя ответственность по содержанию объекта благоустройства.
Лариса Канунникова:
– Из перечисленных перспективных локаций несколькими мы как раз занимаемся. В первую очередь это берега рек Охты и Оккервиль, которые до 2030 года будут преобразованы в соответствии с Генпланом. Кстати, мы долго спорили с проектировщиками Bonava о том, как должна выглядеть эта набережная. Её концепция легла краеугольным камнем в развитие всей зоны. Сейчас за бюджетные средства мы приводим в порядок участок у Дома молодёжи. Потом выходим на реку Оккервиль. Дальше по Охте предусмотрено формирование так называемого Пейзажного парка (на территории 42 га). Здесь предусмотрено софинансирование с инвесторами. При этом 50% средств даёт городской бюджет на развитие береговой линии, и в дальнейшем город готов забирать участки для содержания. Это комплексный подход, включающий берегоукрепление, освещение и благоустройство, включая доступность для инвалидов. И чтобы состыковать все адресные программы разных комитетов и разработать документацию, уходит до двух лет.
Александр Свинолобов:
– Привлечение государственных денег происходит так долго, что интересы города и инвестора совместить бывает крайне сложно. Девелопер к этому времени уже может завершить строительство и выйти из него. У нас только на согласование проекта набережной в КГА ушёл год. Правда, мы оказались первыми. Подобных прецедентов в городе раньше не было.
Лариса Канунникова:
– С прошлого года этот процесс ускорился. А набережную мы долго согласовывали, поскольку добивались, чтобы работы были выполнены именно в комплексе.
Кроме Охты, работаем на юго-западе – Балтийский бульвар, речка Красненькая. Решаем вопрос с расторжением договоров аренды на парковки, чтобы полностью отдать эту территорию под благоустройство. Это одна из последних набережных, которая выходит к заливу и имеет большие возможности для создания рекреационных зон. Там очень плотная застройка и мало возможности повлиять на девелоперов. Приходится за счёт городских земель создавать новый имидж места. Губернатор дал поручение сосредоточиться в плане благоустройства именно на береговых линиях: наш город стоит у воды, а рекреационных зон на побережье мало.
Андрей Некрасов:
– Близость воды – неоспоримое преимущество для девелоперского проекта? Или есть и сложности?
Дмитрий Сухотин:
– В проекте «Огни залива» нам с локацией повезло – с одной стороны Дудергофский канал, с другой – Финский залив. Те, кто любит близость воды, сюда стремятся. И это преимущество, которое трудно недооценить. Кстати, все говорят о намыве, но наша территория пока имеет преимущество из-за лучшей транспортной доступности.
Конечно, залив – это красиво, и всё жильё, что выходит на воду, продаётся всегда лучше. Нам повезло, что город уже проложил здесь дороги и сделал набережную канала. Но на залив со всего района съезжаются на шашлыки. Для нас это неплохо с точки зрения рекламы, но берег был в очень плохом состоянии. Мы уже несколько лет проводим субботники и территорию удалось очистить. Раньше она была брошена, и поэтому пришлось взять её обслуживание на себя. Правда, сейчас город планирует здесь масштабное благоустройство.
Летом близость залива – это прекрасно, но зимой возникают дополнительные ветровые нагрузки. В рамках благоустройства мы будем обустраивать зоны, где можно будет укрыться от ветра, а то иногда погулять с ребёнком проблематично.
Егор Фёдоров:
– У проектов редевелопмента есть ряд неоспоримых плюсов. Как правило, они реализуются в центре или близко к нему. Это значит, что рядом есть насыщенная инфраструктура, и к ней имеется лёгкий доступ. Но для подготовки и реализации таких проектов требуется больше времени, например, необходимостью может стать рекультивация земли. Всё это входит в себестоимость, поэтому проекты редевелопмента в основном относятся к классу «комфорт+» и «бизнес». Они, несомненно, останутся на рынке, но и развитие окраин не остановится. Там будет более дешёвое жильё, и новостройки, например, в Шушарах или Каменке продолжат пользоваться спросом. Уникальным в этом отношении можно назвать намыв. Он относительно недалеко от центра, но это новая территория без дополнительной нагрузки, как при редевелопменте. И здесь строится жильё выше среднего класса.
Андрей Некрасов:
– Как изменились концепции жилых комплексов? У Группы «Эталон», например, был крупный проект «Юбилейный квартал», с которого, пожалуй, и началось масштабное освоение Каменки, а сейчас компания реализует не менее масштабный проект редевелопмента «Галактика»…
Ирина Соловьёва:
– «Юбилейный квартал» – это вообще первый проект комплексного освоения территории в Петербурге. Когда мы его реализовывали, то обещали покупателям метро, которого, увы, так и нет. Тогда никто не делал акцентов на благоустройстве внутренней территории, на закрытых дворах, на отделке мест общего пользования. Тогда был рынок продавца. Но надо отметить, что и квартиры были покрупнее, чем в нынешних проектах. А «Галактика», конечно, выгодно отличается местоположением: три станции метро, выезды на ЗСД, рядом Московский проспект, социальная, торговая и развлекательная инфраструктура. Но оба подхода интересны застройщикам. Сейчас в городе нет плохих участков, есть вопрос их стоимости.
У нас есть проект и в районе Чёрной речки, где продажи идут отлично. Здесь жильё вообще расходится по ценам бизнес-класса, хотя, несмотря на заявления застройщиков, далеко не все проекты ему соответствуют по высоте потолков, количеству квартир и архитектурной концепции.
Андрей Некрасов:
– Есть мнение, что кварталы между Чёрной речкой и станцией метро «Лесная» смогут конкурировать с Петроградкой…
Константин Гриценко:
– Думаю, что всё же не смогут. Но здесь смогут приобрести жильё те, кому нравится Петроградка, но на квартиру там немного не хватает. Получается такая «Петроградка-лайт». Чёрную речку рекламировать не надо, она уже привлекает клиентов, и в первую очередь транспортной доступностью. Кроме того, район довольно зелёный. Мы здесь уже строили и продолжаем – у станции метро «Лесная» выходит в продажу наш новый проект.
Андрей Некрасов:
– Продолжая разговор о набережных... Нужны ли таким проектам ещё какие-то конкурентные преимущества или локация будет продавать сама себя?
Яна Кадомцева:
– У нас два проекта у воды: «Полис на Неве» на Октябрьской набережной и «Парклэнд» в Кудрово, где мы тоже обустраивали берег Оккервиля. В «Парклэнде» набережная действительно стала основной фишкой. На Октябрьской набережной видовые квартиры продавались очень дорого и быстро. Но многие понимают, что там большой трафик, и выбирали варианты с окнами во двор. Нева – это отличный вид, но не все готовы ради этого мириться с большим транспортным потоком.
Надежда Калашникова:
– Сегодня от властей мы несколько раз услышали про комплексное развитие и про координацию усилий застройщиков. Но, на мой взгляд, это как раз функции власти. Именно она должна комплексно и скоординированно решать вопросы развития территорий. Мы каждый можем плавать баттерфляем в унитазе, но без общего чётко сформулированного плана добиться существенного эффекта не удастся. Не каждый застройщик по отдельности должен инициировать этот процесс, а власти. Иначе так и будем встречаться и говорить о проблемах...
Анастасия Ясинская:
– Тем не менее предлагаем встречаться и дальше на серии «круглых» столов, каждый из которых будет посвящён конкретной локации из числа перспективных. Мы готовы приглашать к участию в дискуссиях городских и районных чиновников, депутатов, урбанистов, архитекторов и дизайнеров, чтобы застройщики не обсуждали существующие проблемы между собой. Возможно, такой диалог поможет сделать развитие городских территорий хотя бы чуть более сбалансированным и эффективным.
Мы расспросили участников нашего делового завтрака о том, из чего конкретно в их проектах складывается понятие «комфортная жилая среда».
Какие его составляющие самые важные?
И что за «фишки» используются в уже завершённых и только начатых новостройках для формирования атмосферы благополучия, удобства и безопасности, неотделимой от понятия настоящего дома?
"ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМФОРТА"
BONAVA
Свинолобов Александр
Девелоперская компания STAVNI
Мы стараемся пропагандировать ценности добрососедства. Наши жители должны друг друга знать, им должно быть комфортно находиться и у себя в квартире, и в лифтовом холле, и во дворе, и, наверное, даже за пределами комплекса (ведь мы много сил направляем на внедрение наших объектов в окружающую среду). Лозунг «мой дом – моя крепость», на наш взгляд, более не распространяется на свои четыре стены. Комфорт теперь – более широкое понятие.
Что мы в него включаем? Если говорить о технических решениях, это системы безопасности, благоустройство, дизайн и планировка мест общего пользования, автоматические системы вроде «умного дома». Важен сам набор решений и то, как это всё сделано. Что касается наших маленьких жителей, мы очень скрупулёзно подходим, к примеру, к выбору поставщиков игровых комплексов. Нам важно, насколько комфортно ребёнку будет находиться на площадке. Для этого мы периодически устраиваем своеобразные «тест-драйвы» с участием самих детей. Если что-то им не нравится, переделываем.
_______________________________________________________________________________________________
Группа «Эталон»
Соловьёва Ирина
Группа «Эталон»
Наше основное отличие от других застройщиков – это ориентация на «семейное» жильё. В проектах от 2 до 7 квартир на этаже, а средняя площадь лота – 50-55 квадратных метров. Благодаря такой квартирографии формируется однородная социальная среда, и своих соседей можно узнавать в лицо. Прибавим к этому подземные и наземные паркинги, возможность выбрать чистовую отделку, если клиенту она требуется. А недавно у нас появилась даже опция меблировки квартиры.
Если говорить о составляющих комфортной среды для семей с детьми, то следует отметить продуманные планировочные решения, когда квартиру можно приобрести «на вырост». У нас пространство организовано так, что оно подходит под разные сценарии жизни – и молодой паре, и семье с ребёнком, и в случае рождения второго ребёнка в квартире по-прежнему будет комфортно всем.
Следующий пункт – инфраструктура комплекса. Разумеется, это детские сады и школы в пешей доступности, игровые площадки с разделением по возрастам и общественные зоны внутри комплексов (их можно будет арендовать у управляющей компании). Важной составляющей комфорта являются и закрытые дворы как дополнительный фактор обеспечения безопасности подрастающего поколения.
_______________________________________________________________________________________________
ГК «БФА-Девелопмент»
Сухотин Дмитрий Александрович
ГК «БФА-Девелопмент»
Мы создаём комфорт, в первую очередь, за счёт небольшого количества квартир на этаже и малого числа студий. Это и есть семейный формат. Стоять в очереди в лифт при 4-6 квартирах на этаже не придётся – это же приятно.
Для детских площадок мы выбираем только самое качественное оборудование. А места, где можно гулять, заранее обусловлены местоположением ЖК. И поскольку пространства много, мы ещё и велодорожки делаем для любителей роликов и велосипедов. В «Огнях залива» они есть и по периметру, и внутри комплекса.
Обобщая, скажу, что для нас комфорт – это индивидуальный подход. Мы не строим много, но над каждым проектом наша команда трудится так, чтобы наши решения подошли всем. То есть каждый дом – это ручная работа. Мы следим за тем, что на рынке модно, востребовано, и стараемся это оперативно внедрять. И от каждой очереди к следующей мы меняемся в лучшую сторону.
_______________________________________________________________________________________________
Группа RBI
Гущин Михаил
Группа RBI
Один из наших наиболее интересных проектов – это ЖК Ultra City в Приморском районе. От соседей он отличается продуманной дизайн-концепцией. По нашей задумке, человек должен попасть в пространство, где всё выверено до мелочей, и он сможет получить от этого эстетическое удовольствие.
Посмотрите на застройку в центре Петербурга – это пространство, где психологически комфортно, где всё создавалось с любовью к деталям, где нет двух одинаковых домов, но при этом они формируют единую гармоничную среду. Именно поэтому, кстати, нам в RBI так удобно работать именно в центре Петербурга. А в районах некоторых современных новостроек нам иногда не очень комфортно...
Второй важный аспект Ultra City с точки зрения комфорта – это продвинутые технологические решения. К примеру, контроль безопасности, управление инженерией (фактически мы приближаемся к системе «умный дом»).
В целом организация потоков людей на территории дома – одна из важнейших задач. Работать над ней мы начинаем ещё на этапе мастер-планирования. Добавлю ещё и про работу шеф-дизайнера. Он есть на каждом проекте и тщательно следит за всеми деталями – от планировочных решений до логистики доступа в парадную.
_______________________________________________________________________________________________
Группа ЦДС
Наталья Кукушкина
Группа ЦДС
Современный комфортный проект – это не только функциональные планировки квартир, но и грамотно спланированные МОПы, просторные и светлые холлы, колясочные и кладовые на первом или цокольном этаже, разумное зонирование территории двора на места для тихого отдыха и шумного досуга, разделение потоков пешеходов и автомобилистов, безбарьерная среда, качественное разноуровневое освещение территории и, конечно же, акцент на безопасность.
Мы много работаем над пространствами для детей. Так, все наши детские площадки создаются из натуральных материалов. Мы любим необычные элементы благоустройства, например, в жилом комплексе ЦДС «Елизаровский» установлен траверсный скалодром для развития ловкости и гибкости, а в жилом комплексе ЦДС «Московский» мы создали скейт-парк.
Для автомобилистов мы в обязательном порядке возводим подземные или многоуровневые наземные паркинги. Мы придерживаемся концепции двора без машин, который становится безопасным пространством для игр и отдыха. Двусторонние парадные позволяют жителям комфортно перемещаться как к припаркованному снаружи автомобилю, так и в закрытый благоустроенный двор своего дома.
______________________________________________________________________________________________
Группа «Аквилон»
Коробов Виталий Юрьевич
Наша главная задача – сделать жизнь клиента проще и качественнее. Например, во все квартиры мы внедрили собственную разработку – «умную» систему inHOME для управления домом. Она позволяет решать бытовые вопросы через приложение в смартфоне. Система включает такие функции, как контроль за расходом ресурсов, оплата счетов за коммунальные услуги, коммуникация с УК. Сбор показаний счётчиков и их отправка при этом происходят автоматически.
Нашим клиентам мы всегда советуем обращать внимание на детали, повышающие комфорт проживания. От этого зависит, насколько долго объект недвижимости будет сохранять свою актуальность. Например, энергоэффективность дома не входит в число основных факторов выбора квартиры. Однако именно в таком доме люди имеют реальную возможность экономить на коммунальных платежах.
В домах, построенных по энергоэффективной технологии Termo-S, за счёт дополнительного утепления стен и кровли здания можно экономить на расходах за отопление до 40%. Мы постоянно работаем над развитием стандартов качества. Во всех новых проектах, например, «Аквилон Stories» или «Аквилон ZALIVE», предусмотрена дополнительная шумоизоляция квартир (в стяжке пола и на окнах). Мы также увеличили инсоляцию с помощью широкоформатных окон и применили индивидуальные вентиляционные системы для улучшения циркуляции воздуха.
_______________________________________________________________________________________________
ГК «Полис Групп»
Вирченко (Кадомцева) Яна
Про благоустройство я могу рассказать на примере нашего жилого комплекса «Полис на Комендантском» в Приморском районе, который уже близок к сдаче.
Поскольку мы изначально ориентировались именно на семейного покупателя, то особое внимание уделяли созданию комфортных детских площадок в экостиле, зон для отдыха и занятий спортом по индивидуальным проектам.
Для взрослых мы устанавливаем уличные тренажёры, которые по уровню не уступают тем, что обычно используются в специализированных залах. Предусмотрены также дорожки для прогулок мам с колясками. Ведь дворы закрыты для автомобилей, так что малышей ничего не потревожит. Зато есть велопарковки возле каждой парадной: не нужно таскать велосипед в квартиру и спускать обратно.
В Кудрово в проекте «ПаркЛэнд» мы создали собственную набережную у реки Оккервиль. Доступ на неё свободный не только для жителей нашего комплекса, но и для всех желающих. При этом жители «ПаркЛэнд» имеют отдельный выход на набережную прямо со двора.
_______________________________________________________________________________________________
Mirland Development Corporation
Валуева Елена Сергеевна
MirLand Development Corporation
Есть два аспекта, связанных с созданием инфраструктуры в новых проектах. Во-первых, это строительство школ, детских садов, поликлиник и других объектов «социалки». Эта работа невозможна без тесного взаимодействия с городскими властями. Численность населения в нашей локации растёт, мы заинтересованы в том, чтобы рядом были построены школы. Редкое явление в городе – работа со знаками дорожного движения в рамках жилого квартала, мы этим тоже занимаемся.
Формирование коммерческой инфраструктуры – вторая сторона процесса по созданию комфортной среды. Работать в этом направлении нужно ещё на этапе проектирования. Причём наша задача не исчерпывается подписанием договора аренды. Мы сотрудничаем со всеми арендаторами и после открытия, помогаем в продвижении проектов. Многие предприниматели не только сотрудничают с нами на протяжении нескольких лет, но и открывают вторые-третьи «точки» в рамках нашего проекта.
_______________________________________________________________________________________________
Какая локация выстрелит в петербургской агломерации к 2025 году?
Такой вопрос мы задали участникам нашего бизнес-завтрака «Модное место». Мнения экспертов, само собой, разделились.
Но больше всего голосов набрала ОХТА, где ещё хватает депрессивных промышленных территорий.
На втором месте – НАМЫВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, где в общей сложности должно быть построено более 2 млн кв.м жилья.
Сохраняет потенциал и ЮГО-ЗАПАД, где заявлено сразу несколько проектов комплексной застройки, в том числе и малоэтажной.
В дискуссии приняли участие:
- Николай ЛИНЧЕНКО, вице-губернатор Санкт-Петербурга
- Лариса КАНУННИКОВА, заместитель председателя Комитета по благоустройству
- Рубен ТЕРТЕРЯН, генеральный директор СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга»
- Алексей БЕЛОУСОВ, генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга»
- Ирина СОЛОВЬЁВА, коммерческий директор управления Группы «Эталон»
- Дмитрий СУХОТИН, генеральный
директор ООО «Дудергофский проект» (ГК "БФА-Девелопмент")
- Анжелика БОЛЬШЕГОРОДСКАЯ, заместитель генерального директора ООО «Мегалит – Охта Групп»
- Александр СВИНОЛОБОВ, заместитель генерального директора Bonava
- Константин ГРИЦЕНКО, коммерческий директор РСТИ
- Яна КАДОМЦЕВА, директор по продажам ГК «Полис Групп»
- Иван АРХИПОВ, директор по развитию ЗАО «Балтийская Коммерция»
- Надежда КАЛАШНИКОВА, директор по развитию СК «Л1»
- Галина АНТИПИНА, генеральный директор СК "Аврора" (ГК "ЛенРусСтрой")
- Елизавета КОНВЕЙ, директор департамента жилой недвижимости "Colliers Санкт-Петербург"
- Анастасия ИВАЩЕНКО, руководитель департамента продаж европейской строительной группы компании Hansa
- Ася ЛЕВНЕВА, коммерческий директор ЗАО «Балтийская жемчужина»
Модераторы встречи:
- Анастасия ЯСИНСКАЯ, главный редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и сайта NSP.RU
- Андрей НЕКРАСОВ, редактор отдела «Строительство» газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и сайта NSP.RU
- Андрей КОСАРЕВ, генеральный директор "Colliers Санкт-Петербург"
Партнёры мероприятия:
Будем рады видеть всех в гостях в Дискуссионном клубе NSP.
Следите за анонсами будущих встреч на сайте NSP.RU.