НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 15:00

Программу «Жильё» сокращают

23 августа 2021 в 06:00

На сайте regulation.gov.ru опубликован проект постановления Правительства РФ с поправками к госпрограмме по жилью.

Документ недлинный и на удивление почти внятный. Правда, это относится к целям и задачам. Как и за счёт чего эти цели будут достигаться, остаётся за кадром. И что будет, если опять не получится, тоже. Два приложения (структура программы и список участников) исключены вовсе, паспорт программы переписан.

В документе представлены несколько тем: ИЖС, ипотека, обманутые дольщики, аварийка, очередники, аренда и (а как же!) создание комфортной среды и ЖКХ.

Ключевым показателем остаётся заветная цифра «120 млн кв.м». Сроки не указаны, просто: «ежегодное увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв.м». И ещё: «улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно». (Ну, это несложно. В Петербурге, например, по отчётам Смольного за прошлый год «улучшили жилищные условия» 140 000 семей. Это все, кто купил квартиры в новостройках, на вторичном рынке, плюс те, кто получил какие-то выплаты и у кого в доме были сделаны какие-нибудь работы по программе капремонта.)

С цифрами в обновлённой программе не всё гладко. В одной части сказано: «2,27 млн семей стоят в очереди на жильё в среднем 25 лет». В другой: «на учёте нуждающихся в жилых помещениях (получении соцвыплат) состоят 854 300 семей, подлежащих обеспечению жильём...» Собственно, какая разница? Согласно преамбуле, в прошлом году «был решён жилищный вопрос 28 300 семей, имеющих право на льготы. Из них 2000 – инвалиды или семьи с детьми-инвалидами, принятые на учёт до 2005 года»... Об увеличении объёмов строительства социального жилья в поправках не сказано ничего. Просто констатация факта: «отсутствуют механизмы обеспечения жильём людей с невысокими и низкими доходами».

Про ИЖС: довести ввод до 50 млн кв.м в год, упростить предоставление участков, внедрять ипотеку, проектное финансирование и эскроу-счета, запустить индустриальное производство частных домов, установить «выровненные платежи» за подключение к сетям.

Про дольщиков: к 2024 году должны быть «приняты решения» по завершению объектов площадью 9 млн кв.м и о выплате компенсаций.

Ипотека: целевой показатель – выдавать 2,3 млн кредитов ежегодно. (В рекордном 2020-м выдали 1,7 млн.)

Аварийный жилфонд: с начала запуска программы расселено 2,2 млн кв.м; до 2024-то предстоит расселить ещё 6,8 млн кв.м. Правда, каждый год в категорию  аварийных переходят ещё 2 млн кв.м... Поэтому главная цель – признавать аварийными меньше домов, чем расселили.

Про аренду – интересно. Планируется введение мер налогового стимулирования, в том числе для создания наёмных домов через механизм коллективных инвестиций. А также – предоставление налогового вычета в размере арендных платежей. Это действительно может вывести часть рынка из тени, побудить граждан регистрировать договоры. Полицейские меры по отлову «серых» арендодателей пока неэффективны.

В разделе про «комфортную среду» – общие слова об «увеличении доли участия граждан в решении градостроительных вопросов» и т. д. Это при том, что экологи-активисты и прочие градозащитники и так висят на краешке: ещё немного – и их будут привлекать за экстремизм. (Кое-где уже и начали.) Зато половина раздела посвящена надлежащей организации похоронного дела. Включая электронный реестр кладбищ и «внедрение механизмов контроля». Это и актуально, и дальновидно.