Стрит-ритейл оживился
Спрос на стрит-ритейл по сравнению с допандемийным периодом полностью восстановился на Большом проспекте Петроградской стороны.
В целом на рынке сформировался устойчивый тренд на снижение объема вакантных коммерческих помещений, указывают в предварительном отчете аналитики Maris в ассоциации с CBRE. Вымывание свободной «встройки» продемонстрировали практически все центральные торговые коридоры Петербурга. Исключением стали только торговые зоны 6–7-й линий В.О. (рост вакансий на 1,3 п.п.) и Литейного проспекта (плюс 0,6 п.п.).
Кроме того, по оценкам Maris, на рынке стрит-ритейла сформировался отчетливый тренд сезонности спроса: в период низкого туристического сезона на магистралях, ориентированных на туристический поток, закономерно наблюдается рост объема вакантных площадей.
Средний уровень вакансии в основных центральных торговых коридорах города по итогам года составил 9,5% (минус 1,5 п.п. по отношению к декабрю 2020-го). По данным Maris, количество открывшихся объектов превысило закрывшиеся на 13%. Традиционно по запуску лидируют предприятия сферы торговли: их доля составляет 47%. На втором месте – заведения общепита, хотя рост выглядит минимальным (плюс 0,7 п.п. к декабрю 2020-го). Предприятия сферы услуг постепенно уходят из центра (их доля – около 9% от общего количества).
Активнее всего открывались продуктовые магазины, алкомаркеты и те же заведения общепита. Больше всего «едален» начали работать на Невском проспекте – 24 новые вывески с января по ноябрь. Прибавилось ресторанов и кафе на улице Восстания (рост на 14 заведений). Невский также лидирует и по открытию кондитерских. По подсчетам Maris, таковых более половины из открывшихся магазинов.
Fashion-зона Большого проспекта Петроградки значительно укрепила свои позиции: с начала года туда зашло десять новых ритейлеров. Двумя другими модными «якорями» остаются Невский проспект и Большая Конюшенная улица.
По данным KNRU, в ноябре в листингах аренды на рынке стрит-ритейла Петербурга фигурировало порядка 1600 объектов. Самым востребованным форматом остаются объекты до 100 «квадратов». Больше всего сдаются встройки в Центральном районе, меньше всего – в Курортном. А в четырех районах и вовсе нет открытых вакансий – это Петродворец, Колпино, Пушкин и Кронштадт.
Практически все торговые сети ориентированы на крупные и пока не до конца достроенные жилые массивы – в Мурино, Кудрово, «Солнечном городе», «Балтийской жемчужине» и др. Большую долю сделок по городу занимает общепит (из них лидируют пекарни). Из продуктовых сетей наиболее активно развивается «Мини Лента». По-прежнему, отмечают в KNRU, к стрит-ритейлу сохраняется спрос со стороны алкомаркетов. Есть также повышенный интерес со стороны предприятий dark kitchen и операторов по доставке продуктов.