НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

5 декабря, 01:26

Около 300 иностранных фирм заявили о приостановке деятельности или уходе из России

13 апреля в 08:00

Уже около 300 иностранных фирм заявили о приостановке деятельности или уходе из России. Цифра эта меняется почти ежедневно. Кто в итоге останется и какие возможности открывает релокация для российского бизнеса? Об этом говорили участники делового завтрака BestBreakfast, организованного ГК «БестЪ».

BestBreakfast
Фото: NSP.ru

 По данным Николая Антонова, партнера, гендиректора «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ»), в России представлено более 76 тыс. иностранных компаний из 122 стран, в основном – из ЕС. Большая часть зарегистрирована на Кипре, т. е. это, по сути, российские «иностранцы». Доля зарубежных компаний в российской экономике всего около 2,3% (данные Росстата). Из общего списка 67% стран относятся к «недружественным».

С 1999 года иностранцы вложили в экономику РФ более $596 млрд (доля «недружественных» государств – около 80%), из которых около $48,3 млрд – в Петербург. В Северной столице 2888 фирм из 52 стран с долей в экономике города 1,2%. Зарубежные инвестиции шли в основном на офисный рынок,далее в списке – гостиницы, торговые объекты и жилье. Оценочная стоимость активов – около $1,7 млрд.

Уходя уходи?

 На конец 2021 года в России насчитывалось 3600 компаний с немецким капиталом,  из них 450 – в Петербурге. «На прошлой неделе мы провели блиц-опрос 75 фирм. Спрашивали: остаетесь или уходите? В 93% компаний нам сообщили, что остаются. Из них 25% заявили, что у них проблемы с логистикой и транзакциями. Но ситуация каждую неделю меняется», – рассказывает директор филиала «Северо-Запад» Российско-германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко.  

С ним солидарен партнер, руководитель налоговой практики «Дювернуа Лигал» Максим Симонов: «Для зарубежных производителей Россия – очень важный рынок, найти другой такой в мире очень сложно, поэтому уходить они не хотят».

По данным гендиректора компании «А-соль» Николая Анцупова, такие мультинациональные корпорации, как «Данон», «Марс», «Кока-Кола», «Юнилевер», «Хайнс», по факту остаются, так как заводы увезти сложно. «Но у них сложности с логистикой и товарами. Как логисты и трейдеры мы им помогаем, в том числе привозить сырье для заводов. Поэтому обороты наши выросли в два раза, за март мы сделали годовую выручку».

«Если в РФ у иностранцев есть производства, они никуда не уйдут, – вторит коллеге гендиректор компании «Фрегат» Игорь Латыев. – Мы продолжаем работать с ними, иностранные руководители уехали, а управляют бизнесом россияне. В целом про Европу пора забыть и переориентироваться на Китай».

Фото: NSP.ru

Тем не менее приостановка деятельности отдельных фирм уже вызывает сложности в бизнесе.

Генеральный директор VALO Service Константин Сторожев сообщил, что недавно  получил отказ от производителя техники Electrolux, хотя заказ был полностью оплачен. Деньги обещали вернуть. «Значит, пойдем в Китай», – говорит он. Из-за ухода компании VingCard (выпускает гостиничные замки) в новых секциях апарт-отеля придется ставить другие устройства. Это значит, на ресепшн будет не один декодер (для кодирования карточек) на весь комплекс, а два. «Однако пандемия показала, что когда нет западных туристов, то и значимость западного бренда вторична. У нас Ramada в одном из корпусов. А в Китае – это бренд номер один из западных операторов. Поэтому мы рассчитываем, что китайцы поедут к нам», – полагает Константин Сторожев.

«Недругам» нужно быстро переориентироваться: изменить западные названия, вывесить патриотические лозунги, – иронизирует генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков. – Мы живем в новой системе координат, где нет ни дна, ни верха. У нас есть все, и даже валюта, но ее не потратить».

Непростые времена наступают для крупных торговых и торгово-развлекательных центров. По итогам марта приостановили деятельность в России или заявили об уходе более ста иностранных сетевиков. Из них почти половина приходится на сегмент fashion. Одним из последних о том, что покидает РФ, заявил польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Sinsay, Cropp, House и Mohito), у которого в Петербурге работали около 50 магазинов одежды, в том числе и несколько в ТРЦ «Жемчужная Плаза». Иностранные бренды, как правило, были «якорями» ТРЦ.

По оценке Людмилы Ревы, коммерческого директора SRV Russia (управляет ТРЦ «Жемчужная Плаза» и «Охта Молл»), доля сбыта на территории России у LPP составляла 30–35%.

Наиболее крупные торговые комплексы пока не потеряли в деньгах.

Окно в Россию

 В ТРЦ «Галерея» не работает около 25% магазинов, однако выручка не упала. Операторы закрытых точек продолжают платить за аренду, рассказывает генеральный директор ТРЦ «Галерея» Дмитрий Зубков. По его словам, ни один договор пока не расторгнут (а они долгосрочные – от пяти лет). Правда, все арендаторы просят пересмотреть условия, но каждый случай рассматривается индивидуально.

По оценке г-на Зубкова, в ТЦ Петербурга в среднем закрыто от 20 до 40% площадей. В основном их занимают «якоря». «Посещаемость в марте у нас только росла, потому что перед уходом Uniclo две недели стояли очереди. Дальше, вероятно, показатели будут падать», – отмечает он. В «Галерее» сейчас есть и вакантные площади. На них претендуют российские, китайские и турецкие бренды из сегментов фэшн и общепита. Но договариваться с ними сложно из-за большой волатильности на рынке, а также нарушенной логистики, признает Дмитрий Зубков.

Примерно такая же картина и в ТРЦ «Охта Молл», где из 260 операторов приостановили работу 10, на долю которых приходится 9% арендопригодных площадей. Среди них есть и крупные арендаторы, например, H&M (2000 кв. м) или McDonalds. Однако на выручке это пока не сказалось: «Компании не уходят, они говорят о приостановке деятельности до конца мая, – утверждает Людмила Рева. – Скорее всего, эта дата станет новой точкой для принятия решений. Какими они будут, пока непонятно». При этом в марте, например, в «Охта Молл» открылись три новых магазина, в том числе и двух брендов от Melon Fashion Group, занявшие более 1000 кв. м.

Кстати, Melon Fashion Group, у которой 850 магазинов, готова расширять сеть точек в российских ТЦ. «У нас есть товар, мы готовы открывать магазины, но не можем в один день превратиться из компании, которая занимала 2 тыс.кв. м, в компанию, которая занимает6 тыс. кв. м», – поясняет директор департамента развития Melon Fashion Group Игорь Мальтинский.

Если иностранные бренды уйдут, быстро заменить их новыми не удастся.«В нашей отрасли импортозамещение – это миф. В России нет никакой легкой промышленности, даже легонькой нет. В последние годы появляются небольшие «крафтовые» производства, но они тоже завязаны на поставки ткани, которой в РФ совсем нет. И когда освобождаются десятки тысяч кв. м площадей в ТЦ, их никто не в состоянии быстро заполнить, – констатирует г-н Мальтинский. – Если даже кто-то сегодня решит заменить H&M, ему на это потребуется год-полтора. Он сможет открыть несколько магазинов к концу этого года, а экспансию начнет только в 2024-м – так устроен бизнес. А у нас горизонт планирования сейчас – апрель-май, предсказать что-то дальше невозможно».

Член совета директоров компании Renaissance Development Эзгюр Эйридже сообщил, что на днях в Москве прошла встреча в ТПП Турции, где присутствовал и турецкий атташе. В числе прочих обсуждался вопрос о развитии в России новых турецких брендов.

Партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов считает основными угрозами для бизнеса уровень заполняемости объектов и ставки. В офисных проектах компании загрузка была близка к 100% и особых изменений пока нет. А в ритейле не удалось провести запланированную ротацию арендаторов. В «Пассаже» и «Ривер хаусе» крупных международных брендов не было, поэтому и потерь нет, поясняет г-н Абрамов. В нынешних условиях наиболее эффективным для ТРЦ он считает сотрудничество с продуктовыми ритейлерами и новыми ресторанами.

«От того, что какие-то компании уходят с рынка, печалиться я точно не буду. Нас научили не брать валютные кредиты, а с 2014-го был тренировочный период на импортозамещение. Теперь пришло время самим поплавать, – уверен председатель совета директоров ГК «БестЪ» Андрей Лушников. – Люди платят большие деньги, чтобы их избавили от цифровой зависимости. Нас избавили бесплатно и за пару дней. Я стал гораздо больше общаться с друзьями и одноклассниками, чего не было много лет». Он считает, что для многих сейчас открывается окно возможностей, а для молодых – огромный шанс.

Заместитель генерального директора Johnson Controls Семен Самсонов полагает, что в кризис всегда повторяется один и тот же сценарий: шок, провал и подъем. «После шока и осмысления года через три будет замещение, а через пять лет – насыщение», – уверен он.

NSP ДОСЬЕ

Организаторы мероприятия: ГК «БестЪ», УК «МТЛ» и «Дювернуа Лигал»; постоянный партнер – «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнера «Авантел», партнера по риск-консалтингу и страхованию АСТ, партнера «Фрегат» – строительные и инженерные работы. PR-партнер – «Репутация».

Информационные партнеры: Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», при поддержке официального делового партнера «РБК Петербург» и официального радиопартнера Business FM в Петербурге.

Комментарии экспертов:

«Сейчас компаниям с иностранным участием надо быстро сориентироваться и принять решение о дальнейших действиях. Мы живем в очень жестких условиях, в новой системе координат, и проявят себя самые быстрые»

генеральный директор ГК «БестЪ»
Георгий Рыков генеральный директор компании Бестъ. Коммерческая недвижимость

«Многие компании сегодня нуждаются в экспертизе по страховой защите бизнеса. Сейчас резко выросло число обращений – в основном это запросы на увеличение суммы страхового покрытия в связи с ростом стоимости продукции практически в любом сегменте: от автомобилей до недвижимости. Многие волнуются из-за ухода иностранных страховщиков из страны. Действительно, у наших глобальных коллег (в том числе иностранных страховых брокеров) сейчас нелегкие времена, и мы готовы помогать российскому бизнесу быстро переориентироваться, чтобы защититься от новых рисков»

Иннокентий Лукьянов
генеральный директор консалтинговой компании АСТ

«Наша компания – один из лидеров fashion-ритейла в России с четырьмя сильнейшими брендами и широкой розницей, насчитывающей 845 магазинов в пяти странах. В текущих реалиях мы столкнулись с вызовами тектонического характера. Фундамент любого бизнеса – финансы и логистика, именно эти сферы сейчас особенно штормит. За последние четыре недели мы сделали все, чтобы усилить нашу устойчивость и продолжить свое развитие в новых условиях. Наша главная задача на данный момент – привезти товар, чтобы во всех каналах продаж был товар. Мы продолжаем работать в штатном режиме, чтобы покупатель в удобном ему формате – в магазине или на маркетплейсе – мог с комфортом совершать покупки и имел широкий выбор модных и качественных вещей»

Игорь Мальтинский
директор департамента развития Melon Fashion Group

«Мы занимаемся строительством и реконструкцией объектов и видим увеличение спроса на оптимизацию капитальных затрат на строительство объектов. В том числе офисов, повышение требований к сокращению сроков реализации проектов, которые сказываются на сокращении арендных платежей за неиспользуемый объект, а также новый всплеск спроса на гибкие офисные пространства, которые позволяют компаниям оперативно реагировать на сокращение или расширение штата»

Игорь Латыев
генеральный директор компании «Фрегат»

«Ключевая угроза для телекоммуникационного бизнеса на сегодня – непонимание, что будет с поставками телекоммуникационного оборудования и какая будет стоимость, т. к. подавляющее большинство оборудования зарубежное. Сейчас мы смотрим, что происходит на рынке, не запускаем в работу проекты с большими сроками окупаемости и требующие дорогостоящего оборудования. Концентрируемся на оперативной поддержке наших текущих клиентов и объектов, чтобы обеспечить им максимально комфортную адаптацию к изменениям»

Виктор Филиппов
генеральный директор Санкт-Петербургского филиала компании «Авантел»

«Мы – российский производитель бытовой техники, и мы никуда не уходим. Возможности, которые у нас появились сейчас, уникальны, за счет приостановки иностранных бизнесов мы можем занять свою нишу. Мы активно развиваем собственную розницу онлайн и оффлайн, что позволяет нам меньше зависеть от маркетплейсов и торговых центров. При этом основное наше преимущество – клиентский сервис, в частности постпродажный»

Дмитрий Жучков
исполнительный директор Garlyn

«Я не буду переживать из-за ухода с российского рынка каких-то компаний. Фактически, они освобождают место для тех бизнесов, которые сумеют воспользоваться текущим моментом. У нас был хороший тренировочный период с 2014 года, когда начался процесс импортозамещения. И мы видим, что люди в России остаются, и остаются их потребности, на удовлетворение которых и будут работать самые успешные компании»

председатель совета директоров ГК «БестЪ»
Лушников Андрей Владимирович БЕСТЪ