Около 300 иностранных фирм заявили о приостановке деятельности или уходе из России
Уже около 300 иностранных фирм заявили о приостановке деятельности или уходе из России. Цифра эта меняется почти ежедневно. Кто в итоге останется и какие возможности открывает релокация для российского бизнеса? Об этом говорили участники делового завтрака BestBreakfast, организованного ГК «БестЪ».
По данным Николая Антонова, партнера, гендиректора «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ»), в России представлено более 76 тыс. иностранных компаний из 122 стран, в основном – из ЕС. Большая часть зарегистрирована на Кипре, т. е. это, по сути, российские «иностранцы». Доля зарубежных компаний в российской экономике всего около 2,3% (данные Росстата). Из общего списка 67% стран относятся к «недружественным».
С 1999 года иностранцы вложили в экономику РФ более $596 млрд (доля «недружественных» государств – около 80%), из которых около $48,3 млрд – в Петербург. В Северной столице 2888 фирм из 52 стран с долей в экономике города 1,2%. Зарубежные инвестиции шли в основном на офисный рынок,далее в списке – гостиницы, торговые объекты и жилье. Оценочная стоимость активов – около $1,7 млрд.
Уходя уходи?
На конец 2021 года в России насчитывалось 3600 компаний с немецким капиталом, из них 450 – в Петербурге. «На прошлой неделе мы провели блиц-опрос 75 фирм. Спрашивали: остаетесь или уходите? В 93% компаний нам сообщили, что остаются. Из них 25% заявили, что у них проблемы с логистикой и транзакциями. Но ситуация каждую неделю меняется», – рассказывает директор филиала «Северо-Запад» Российско-германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко.
С ним солидарен партнер, руководитель налоговой практики «Дювернуа Лигал» Максим Симонов: «Для зарубежных производителей Россия – очень важный рынок, найти другой такой в мире очень сложно, поэтому уходить они не хотят».
По данным гендиректора компании «А-соль» Николая Анцупова, такие мультинациональные корпорации, как «Данон», «Марс», «Кока-Кола», «Юнилевер», «Хайнс», по факту остаются, так как заводы увезти сложно. «Но у них сложности с логистикой и товарами. Как логисты и трейдеры мы им помогаем, в том числе привозить сырье для заводов. Поэтому обороты наши выросли в два раза, за март мы сделали годовую выручку».
«Если в РФ у иностранцев есть производства, они никуда не уйдут, – вторит коллеге гендиректор компании «Фрегат» Игорь Латыев. – Мы продолжаем работать с ними, иностранные руководители уехали, а управляют бизнесом россияне. В целом про Европу пора забыть и переориентироваться на Китай».
Тем не менее приостановка деятельности отдельных фирм уже вызывает сложности в бизнесе.
Генеральный директор VALO Service Константин Сторожев сообщил, что недавно получил отказ от производителя техники Electrolux, хотя заказ был полностью оплачен. Деньги обещали вернуть. «Значит, пойдем в Китай», – говорит он. Из-за ухода компании VingCard (выпускает гостиничные замки) в новых секциях апарт-отеля придется ставить другие устройства. Это значит, на ресепшн будет не один декодер (для кодирования карточек) на весь комплекс, а два. «Однако пандемия показала, что когда нет западных туристов, то и значимость западного бренда вторична. У нас Ramada в одном из корпусов. А в Китае – это бренд номер один из западных операторов. Поэтому мы рассчитываем, что китайцы поедут к нам», – полагает Константин Сторожев.
«Недругам» нужно быстро переориентироваться: изменить западные названия, вывесить патриотические лозунги, – иронизирует генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков. – Мы живем в новой системе координат, где нет ни дна, ни верха. У нас есть все, и даже валюта, но ее не потратить».
Непростые времена наступают для крупных торговых и торгово-развлекательных центров. По итогам марта приостановили деятельность в России или заявили об уходе более ста иностранных сетевиков. Из них почти половина приходится на сегмент fashion. Одним из последних о том, что покидает РФ, заявил польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Sinsay, Cropp, House и Mohito), у которого в Петербурге работали около 50 магазинов одежды, в том числе и несколько в ТРЦ «Жемчужная Плаза». Иностранные бренды, как правило, были «якорями» ТРЦ.
По оценке Людмилы Ревы, коммерческого директора SRV Russia (управляет ТРЦ «Жемчужная Плаза» и «Охта Молл»), доля сбыта на территории России у LPP составляла 30–35%.
Наиболее крупные торговые комплексы пока не потеряли в деньгах.
Окно в Россию
В ТРЦ «Галерея» не работает около 25% магазинов, однако выручка не упала. Операторы закрытых точек продолжают платить за аренду, рассказывает генеральный директор ТРЦ «Галерея» Дмитрий Зубков. По его словам, ни один договор пока не расторгнут (а они долгосрочные – от пяти лет). Правда, все арендаторы просят пересмотреть условия, но каждый случай рассматривается индивидуально.
По оценке г-на Зубкова, в ТЦ Петербурга в среднем закрыто от 20 до 40% площадей. В основном их занимают «якоря». «Посещаемость в марте у нас только росла, потому что перед уходом Uniclo две недели стояли очереди. Дальше, вероятно, показатели будут падать», – отмечает он. В «Галерее» сейчас есть и вакантные площади. На них претендуют российские, китайские и турецкие бренды из сегментов фэшн и общепита. Но договариваться с ними сложно из-за большой волатильности на рынке, а также нарушенной логистики, признает Дмитрий Зубков.
Примерно такая же картина и в ТРЦ «Охта Молл», где из 260 операторов приостановили работу 10, на долю которых приходится 9% арендопригодных площадей. Среди них есть и крупные арендаторы, например, H&M (2000 кв. м) или McDonalds. Однако на выручке это пока не сказалось: «Компании не уходят, они говорят о приостановке деятельности до конца мая, – утверждает Людмила Рева. – Скорее всего, эта дата станет новой точкой для принятия решений. Какими они будут, пока непонятно». При этом в марте, например, в «Охта Молл» открылись три новых магазина, в том числе и двух брендов от Melon Fashion Group, занявшие более 1000 кв. м.
Кстати, Melon Fashion Group, у которой 850 магазинов, готова расширять сеть точек в российских ТЦ. «У нас есть товар, мы готовы открывать магазины, но не можем в один день превратиться из компании, которая занимала 2 тыс.кв. м, в компанию, которая занимает6 тыс. кв. м», – поясняет директор департамента развития Melon Fashion Group Игорь Мальтинский.
Если иностранные бренды уйдут, быстро заменить их новыми не удастся.«В нашей отрасли импортозамещение – это миф. В России нет никакой легкой промышленности, даже легонькой нет. В последние годы появляются небольшие «крафтовые» производства, но они тоже завязаны на поставки ткани, которой в РФ совсем нет. И когда освобождаются десятки тысяч кв. м площадей в ТЦ, их никто не в состоянии быстро заполнить, – констатирует г-н Мальтинский. – Если даже кто-то сегодня решит заменить H&M, ему на это потребуется год-полтора. Он сможет открыть несколько магазинов к концу этого года, а экспансию начнет только в 2024-м – так устроен бизнес. А у нас горизонт планирования сейчас – апрель-май, предсказать что-то дальше невозможно».
Член совета директоров компании Renaissance Development Эзгюр Эйридже сообщил, что на днях в Москве прошла встреча в ТПП Турции, где присутствовал и турецкий атташе. В числе прочих обсуждался вопрос о развитии в России новых турецких брендов.
Партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов считает основными угрозами для бизнеса уровень заполняемости объектов и ставки. В офисных проектах компании загрузка была близка к 100% и особых изменений пока нет. А в ритейле не удалось провести запланированную ротацию арендаторов. В «Пассаже» и «Ривер хаусе» крупных международных брендов не было, поэтому и потерь нет, поясняет г-н Абрамов. В нынешних условиях наиболее эффективным для ТРЦ он считает сотрудничество с продуктовыми ритейлерами и новыми ресторанами.
«От того, что какие-то компании уходят с рынка, печалиться я точно не буду. Нас научили не брать валютные кредиты, а с 2014-го был тренировочный период на импортозамещение. Теперь пришло время самим поплавать, – уверен председатель совета директоров ГК «БестЪ» Андрей Лушников. – Люди платят большие деньги, чтобы их избавили от цифровой зависимости. Нас избавили бесплатно и за пару дней. Я стал гораздо больше общаться с друзьями и одноклассниками, чего не было много лет». Он считает, что для многих сейчас открывается окно возможностей, а для молодых – огромный шанс.
Заместитель генерального директора Johnson Controls Семен Самсонов полагает, что в кризис всегда повторяется один и тот же сценарий: шок, провал и подъем. «После шока и осмысления года через три будет замещение, а через пять лет – насыщение», – уверен он.
NSP ДОСЬЕ
Организаторы мероприятия: ГК «БестЪ», УК «МТЛ» и «Дювернуа Лигал»; постоянный партнер – «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнера «Авантел», партнера по риск-консалтингу и страхованию АСТ, партнера «Фрегат» – строительные и инженерные работы. PR-партнер – «Репутация».
Информационные партнеры: Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», при поддержке официального делового партнера «РБК Петербург» и официального радиопартнера Business FM в Петербурге.
Комментарии экспертов:
«Сейчас компаниям с иностранным участием надо быстро сориентироваться и принять решение о дальнейших действиях. Мы живем в очень жестких условиях, в новой системе координат, и проявят себя самые быстрые»
«Многие компании сегодня нуждаются в экспертизе по страховой защите бизнеса. Сейчас резко выросло число обращений – в основном это запросы на увеличение суммы страхового покрытия в связи с ростом стоимости продукции практически в любом сегменте: от автомобилей до недвижимости. Многие волнуются из-за ухода иностранных страховщиков из страны. Действительно, у наших глобальных коллег (в том числе иностранных страховых брокеров) сейчас нелегкие времена, и мы готовы помогать российскому бизнесу быстро переориентироваться, чтобы защититься от новых рисков»
«Наша компания – один из лидеров fashion-ритейла в России с четырьмя сильнейшими брендами и широкой розницей, насчитывающей 845 магазинов в пяти странах. В текущих реалиях мы столкнулись с вызовами тектонического характера. Фундамент любого бизнеса – финансы и логистика, именно эти сферы сейчас особенно штормит. За последние четыре недели мы сделали все, чтобы усилить нашу устойчивость и продолжить свое развитие в новых условиях. Наша главная задача на данный момент – привезти товар, чтобы во всех каналах продаж был товар. Мы продолжаем работать в штатном режиме, чтобы покупатель в удобном ему формате – в магазине или на маркетплейсе – мог с комфортом совершать покупки и имел широкий выбор модных и качественных вещей»
«Мы занимаемся строительством и реконструкцией объектов и видим увеличение спроса на оптимизацию капитальных затрат на строительство объектов. В том числе офисов, повышение требований к сокращению сроков реализации проектов, которые сказываются на сокращении арендных платежей за неиспользуемый объект, а также новый всплеск спроса на гибкие офисные пространства, которые позволяют компаниям оперативно реагировать на сокращение или расширение штата»
«Ключевая угроза для телекоммуникационного бизнеса на сегодня – непонимание, что будет с поставками телекоммуникационного оборудования и какая будет стоимость, т. к. подавляющее большинство оборудования зарубежное. Сейчас мы смотрим, что происходит на рынке, не запускаем в работу проекты с большими сроками окупаемости и требующие дорогостоящего оборудования. Концентрируемся на оперативной поддержке наших текущих клиентов и объектов, чтобы обеспечить им максимально комфортную адаптацию к изменениям»
«Мы – российский производитель бытовой техники, и мы никуда не уходим. Возможности, которые у нас появились сейчас, уникальны, за счет приостановки иностранных бизнесов мы можем занять свою нишу. Мы активно развиваем собственную розницу онлайн и оффлайн, что позволяет нам меньше зависеть от маркетплейсов и торговых центров. При этом основное наше преимущество – клиентский сервис, в частности постпродажный»
«Я не буду переживать из-за ухода с российского рынка каких-то компаний. Фактически, они освобождают место для тех бизнесов, которые сумеют воспользоваться текущим моментом. У нас был хороший тренировочный период с 2014 года, когда начался процесс импортозамещения. И мы видим, что люди в России остаются, и остаются их потребности, на удовлетворение которых и будут работать самые успешные компании»