НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 12:40

Предприниматели обсудили возможности развития бизнеса в новых реалиях

11 мая 2022 в 05:39

27 апреля состоялся деловой завтрак BestBreakfast, посвященный развитию бизнеса в России «Назад в будущее – 2». Участники обсудили влияние последних событий на российскую экономику и возможные варианты стратегий для минимизации потерь и адаптации к новым условиям.

BestBreakfast-апрель_2022
Фото: Юрий Славцов

На начало апреля 2022 года в России насчитывалось почти 6 млн компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу. По сравнению с мартом 2021 г. численность подобных предприятий увеличилась на 3,5%. Помимо этого, увеличились и финансовые обороты таких компаний. Тем не менее доля малых и средних предприятий в российском ВВП остается на относительно низком уровне. По данным аналитиков ГК «БестЪ», по итогам 2021 года эта доля составляла 20,3%, тогда как для развитых стран этот показатель находится в диапазоне 50–65%. По словам Станислава Ступникова, партнера «БестЪ. Коммерческая недвижимость», доля МСП находится на уровне 20% без какого-нибудь значимого прогресса на протяжении последних 5 лет, несмотря на различные государственные программы поддержки.

По данным Центра развития и поддержки предпринимательства самые востребованные меры со стороны МСП – налоговые послабления, льготное кредитование и субсидии на аренду офиса или выплату зарплаты. Об этом говорят результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований. Георгий Елецких, заместитель директора Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга, среди других востребованных мер поддержки субъектов МСП отмечает бесплатное обучение для предпринимателей, поддержку инновационного предпринимательства, выдачу микрозаймов (наиболее востребована у микробизнеса), а также выдачу поручительств и гарантий для обеспечения кредита, экспортную поддержку и консультационные услуги в центрах «Мой бизнес». «В Петербурге свыше 11,5 тыс. предпринимателей приняли участие в Городском акселераторе, который является не только специальным инструментом поддержки, но и отдельным направлением развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга. Топ-3 вида деятельности участников Акселератора: торговля оптовая и розничная, предоставление продуктов питания и напитков, разработка компьютерного ПО», – констатирует Георгий Елецких.

Максим Симонов, партнер, руководитель налоговой практики "Дювернуа Лигал", выделил ключевые вопросы, актуальные для бизнеса сегодня: национализация иностранных активов, выкуп российского бизнеса у иностранных партнеров, экспорт и импорт товаров, инфраструктура бизнеса и банкинг, получение оплаты от иностранных контрагентов – в условиях, когда иностранные банки не пропускают платежи, налоговые и валютные последствия, ограничения и риски. Основные тренды: тотальное импортозамещение; параллельный импорт – ответственность упразднили, новые рынки для импорта и расцвет онлайн-торговли; расчеты в рублях и "новых" валютах (юани, дирхамы).

Дмитрий Иванов, доктор социологических наук и профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ, сравнил реакцию бизнеса на сложившиеся внешнеэкономические ограничения с реалиями известного романа Дж. Оруэлла. По приведенным экспертом данным, 28% считают, что в материальном плане санкции на них никак не скажутся, 32% – что скажутся не сильно и только 25% опрошенных считают, что санкции сильно скажутся на материальном положении. По мнению Д. Иванова, фатализм российских бизнесменов в некоторой степени поможет их компаниям воспользоваться санкциями для занятия новых ниш. Сами представители бизнеса по-разному относятся к оптимизации и развитию в сложившихся условиях.

Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ»: «Мне кажется, что нас долго готовили к сложившейся ситуации и теперь отправили в «свободное плавание». Если деньги, которые раньше инвестировались за рубеж, будут оставаться в России, это даст огромный всплеск в развитии технологий и бизнесов».

Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью»: «Сейчас надо инвестировать в те отрасли, в которых разбираешься. Недвижимость остается одним из самых надежных инструментов для сохранения и приумножения капитала, в частности – ликвидные апартаменты, которые будут успешно сдаваться и таким образом обеспечивать их собственнику пассивный доход».

Елена Тихонова, соосновательница бренда здорового питания Fit o’clock: «Мы определили для себя и осуществили первоочередные действия по оптимизации работы предприятия. Во-первых,  учитывая неадекватное повышение цен на некоторые виды сырья, мы отказались от части продуктов вне сезона. Цены на них завышены в разы. Мы просто пока исключили их. Второй важный момент. Мы стали общаться напрямую с поставщиками, например, турецкими производителями. Таким образом, удалось отказаться от ненужного посредничества, а следовательно – лишних наценок. И, в-третьих, везде, где возможно, мы заменили зарубежных поставщиков на российских. Это действительно позволяет сдерживать цены на конечный продукт. Мы готовы делиться опытом с теми, кому необходима наша профессиональная консультация в сфере производства».

Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»: «Мне кажется, вопрос о том, как глубоко мы упали, пока висит в воздухе, поскольку полет еще продолжается. В юриспруденции сейчас сложилась интересная ситуация: часть экономики оказалась под санкциями, и мы заняты выстраиванием различных логистических схем, позволяющих компаниям продолжать их деятельность. Никто по-настоящему не хочет покидать российский рынок, все пытаются найти выход из сложившейся ситуации, а конкуренция усиливается».

Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE: "Мы видим дальнейшее увеличение спроса со стороны компаний (от малого до крупного бизнеса) на оптимизацию арендуемых офисных площадей: запрос на гибкость и оперативность в вопросах сокращения и увеличения количества рабочих мест, сроков аренды при сохранении сервисов и высокого качества пространств. И коворкинги в очередной раз показывают устойчивость и актуальность бизнес-модели, поэтому мы не останавливаем, а наращиваем наши планы по развитию сети в регионах-миллионниках в этом году".

Публикация подготовлена организатором мероприятия 

Организаторы делового завтрака BestBreakfast: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», постоянный партнер – «СтройЭксперт», банк-партнер «ПСКБ», при поддержке официального автомобильного партнера «АВАНГАРД» и партнеров: сети коворкингов PAGE, AVENUE-BOX и PR-партнера «Репутация».
Информационные партнеры: Центр развития и поддержки предпринимательства, Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», бизнес-клуб DP и Петербургский форум предпринимателей. Официальный радио-партнер Business FM в Санкт-Петербурге.