НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 07:21

Сергей Софронов об инвестициях в восстановление исторического центра

13 июня 2022 в 09:09

Дискуссия «НП» о развитии Петербурга и, в частности, его исторического центра вызвала живой отклик у участников рынка. Коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов представил свой взгляд на проблему привлечения инвестиций к сохранению наследия и его современному использованию.

Сергей Софронов
Софронов Сергей
коммерческий директор
«Петербургская строительная компания»

Интерес девелоперов к историческим локациям всегда будет. Но давайте взглянем на ситуацию шире. Поток инвестиций подразумевает выполнение двух условий: первое – деньги есть, второе – вложения будут прибыльными. 

Если говорить о проектах федерального масштаба, то с первым пунктом уже сложности. Дело не в том, что у частных инвесторов закончились средства, а в том, что этих денег в экономике в принципе не так много. Для запуска масштабного инвестиционного цикла, который касается в том числе развития исторического центра, необходима денежная масса. В условиях ее дефицита инвестиционные приоритеты отдаются наиболее прибыльным, очевидным проектам. Тем, где инвестор гарантированно заработает. 

Чтобы инвестиционный процесс пошел как по маслу, можно вспомнить про «пирамиду Маслоу», закономерности которой вполне подходят и для бизнес-среды. Сначала инвестируются те проекты, что позволяют зарабатывать – то есть существовать и развиваться. И только потом доходит очередь до «красивых», статусных направлений. 

Сегодня им уделяется меньше внимания как по экономическим причинам, так и из-за сложностей с регулированием. Эпопея с Конюшенным ведомством показывает, насколько тяжело идет процесс, даже с программой «аренды за рубль». К крупным объектам присматриваются только самые солидные инвесторы, которые «потянут» длинный цикл. Объекты поменьше не получают такого внимания: с одной стороны, они не столь статусные, с другой – инвесторам поменьше зачастую просто не до них. 

Девелоперские компании, строящие жилые дома, работают в условиях постоянных колебаний: платежеспособного спроса, ипотеки, стоимости материалов, их доступности и так далее. Материальные и экспертные ресурсы уходят на сохранение позиций, развитие портфеля проектов, совершенствование продукта и т. д. Восстановление зданий и приспособление проектов под современное использование – это совершенно иное направление девелопмента. Другая экономическая модель, другие статьи расходов и доходов, иное обеспечение контроля.  

Именно поэтому полуразрушенные объекты проще сносить и замещать понятными по своему назначению, нежели придумывать им новую роль. Или же – реконструировать с восстановлением исторического облика, но тоже с понятным и востребованным дальнейшим назначением. 

Привлечь внимание девелоперов к центру города можно только удобством работы. Не очевидно, что власти внимательно анализируют инвестиционный климат. Пока кажется, что город занимает пассивную позицию. Грубо говоря: вот что у нас есть – подходите, кому интересно! Для разработки некой дорожной карты развития центра не хватает обратной связи от девелоперской среды. Этим не мешало бы заняться. Бизнес всегда рад возможности быть услышанным.