Доходы от туризма сокращаются, петербургские апарт-отели не теряют надежды
Доходы от туризма в этом году сократятся в России в 2,5 раза. Девелоперы апарт-отелей уверены, что Петербург сохранит привлекательность для гостей.
Поступление в российскую экономику денег от въездного туризма составит 2 млрд долларов против 11 млрд в 2019 году. «Наш прогноз – в этом году экспорт будет 2 млрд долларов. Это те живые деньги, которые иностранные туристы привозят в нашу страну», – заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.
Ранее участники рынка туристических услуг и аналитики уверенно рассуждали о том, что сокращение внешнего туризма (из-за санкций и испорченных отношений с Европой и западными странами в целом) перекроется повышенным спросом на внутренний. Теперь и в этой сфере преобладают скептические оценки. По мнению обозревателей популярного ТГ-канала «Незыгарь», «внутренний туризм тоже уходит в пике, у россиян нет денег на отдых». А граждане из Азии и ближнего зарубежья к нам не поедут по другой причине: высокий курс рубля делает такие поездки невыгодными.
Общий прогноз: суммарно отрасль потеряет в 2022 году от 0,8 трлн до 1,1 трлн рублей. Всего оборот в сфере туристических услуг сократится в 2,5 раза.
Рынок реагирует на новые риски с определенным временным лагом, но вполне предсказуемо: сокращением предложения. По данным экспертов проекта «Avenue-Apart на Дыбенко», за год предложение юнитов в апарт-отелях снизилось почти на 30%. Сейчас в строящихся апартамент-комплексах находится 17 900 юнитов. Год назад их было 26 200. На данный момент в Петербурге возводится 644,4 тыс. кв. м апартаментов. За год – с июня 2021-го по июнь 2022 года – совокупная площадь строящихся апартаментов снизилась на 23,74%, или на 200,5 тыс. кв. м. Количество корпусов, где разместятся апартаменты, составляет 35, год назад их насчитывалось 41.
Аналитики консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg по итогам первого квартала 2022 года отметили существенный – в 2,5 раза – рост спроса на рекреационные апартаменты в курортных зонах. Эта тенденция стала реакцией на пандемию. Теперь перед рынком встают новые вызовы…
Редакция NSP попросила участников рынка прокомментировать приведенные выше показатели и ответить на несколько вопросов. Как переживут апарт-отели спад туризма? Станет ли он фатальным для запуска новых проектов? Или Петербург на общем негативном фоне останется мощным магнитом, «точкой притяжения» для внутренних поездок?
Мнения экспертов:
«Майские праздники – своего рода точка отсчета для определения популярности того или иного направления. В этом году в Петербург переместился туристический поток, ориентированный на европейские столицы. Город стал одним из самых популярных направлений для внутреннего туризма, что позволило увеличить бронирование номерного фонда в 20 раз по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Эти данные дают право оптимистично полагать, что в Петербурге спрос на внутренний туризм в 2022 году будет только расти.
В случае «кризисного» периода в туристической отрасли апартаментный фонд меняет формат размещения гостей с кратко- на долгосрочный, что позволяет сохранить высокую загрузку номеров и, соответственно, стабильную инвестиционную привлекательность для покупателей апартаментов. Отличный пример такого «кризисного» подхода – пандемия. В пик локдауна апарт-отели были загружены на 70% как раз за счет этой гибкой политики смены форматов, в то время как заполняемость «классических» гостиниц просела до 10%. В высокий сезон, с ноября по май, наш первый апарт-отель VALO Hotel City 3* ориентирован на краткосрочное размещение гостей, а с октября по апрель переходит на «долгосрок». В нашем апарт-отеле средняя загрузка за 2021 год была 84%, сейчас – порядка 95-97%. В низкий сезон она прогнозируется на уровне 60%»
«Сезон идет полным ходом! Самым важным для гостя сейчас становится качество услуг, локация и цена. Трудности будут возникать у крупных отелей, расположенных в отдалении от центра.
Гость, приезжая на два дня в Петербург, ценит мобильность, доступность, комфорт. Тратить время на поездки по городу он не будет, все должно быть рядом. Отели IZZZI занимают сегмент комфортных гостиниц 3 «звезды» в центральной локации: близко к Московскому вокзалу и центральной части Невского проспекта.
Пока никто не планирует отдых на осень, да и смысла нет. С 1 октября будет снова возобновлена программа кешбэка от Ростуризма. Гости уже успели обзавестись картами «Мир» и ждут этой акции.
Сезон будет сложным, но однозначно гости поедут в Петербург. Особенно те, для кого летний отдых оказался недоступен. Закрытие границ и высокие цены на отдельные пляжные направления скорректируют интересы россиян. Так как поездки в Европу на данный момент приостановлены, место «европейского» по своему духу города может твердо занять Петербург. Спрос будет, но только на доступный отдых! Пользоваться популярностью будут отели в ценовом диапазоне 1800-2500 рублей за сутки. Предстоит жесткая ценовая конкуренция.
Кроме этого, нам видится, что давать оптимистичные прогнозы позволяет развитие в Петербурге событийного туризма, как развлекательного, так и делового»
«В этом году доходы от туризма действительно сократятся. Во-первых, на текущий момент полностью отсутствует иностранный турпоток, и в ближайшее время он точно не вернется; во-вторых, на ситуацию влияет снижение покупательской способности населения. Люди путешествуют по стране и осваивают новые направления, но средний чек при этом уменьшается.
В Петербурге сезон начался с большой задержкой; активность появилась только с середины июня. Глубина бронирований выросла до недели, но средний чек по-прежнему не достиг плановых значений, на которые мы ориентировались в конце прошлого года.
Надеемся, что ситуация изменится. Скорее всего, это произойдет ближе к 2023 году. Для Петербурга однозначно сложными будут октябрь и ноябрь. В Москве ожидаем начало сезона ближе к концу июля или августа. И далее до конца ноября. Но пока этой активности не видно»
«Я бы не была так пессимистично настроена. Петербург стабильно входит в число самых популярных туристических направлений.
Уход сервиса Booking дал толчок к развитию внутренних агрегаторов (с более гуманным размером комиссии) и увеличил количество прямых бронирований, это сократило комиссионные расходы. Ситуация с временным провалом загрузки в конце февраля – начале марта быстро выровнялась. К отсутствию иностранных гостей туристическая отрасль смогла адаптироваться за период пандемии, а текущее ограничение авиасообщения с югом России переориентировало поток внутреннего туризма в столицы и иные регионы.
Мы по-прежнему ожидаем, что Петербург примет в этом году большое число гостей. Не впадать в пессимизм позволяют хорошие результаты мая.
На рынке долгосрочной аренды ситуация немного иная: уход большого количества работодателей привел к оттоку арендаторов, увеличению предложения по аренде, росту срока экспозиции. Падение долгосрочных арендных ставок в Петербурге мы пока не оцениваем как существенное, выиграть в борьбе за арендатора – задача управляющей компании»
«Даже на фоне общего спада Петербург останется «туристической Меккой». Происходит трансформация рынка. В разы меньше стало иностранцев, уходят «люксовые» европейские бренды – на их месте возникают и усиливаются локальные проекты.
Состоятельным приезжим из Тюмени или Красноярска и раньше не так уж обязательно было поcелиться в Four Seasons или заехать в Marriott, а теперь тем более. Welness-отель Tsar Palace в Пушкине и раньше был популярен, и теперь на загрузку не жалуется. Снять приличный дом в Ленобласти все так же непросто. Спрос есть, и не на бренды, а на сервис.
«Гостевая» составляющая нашего проекта Gatchina Gardens ориентирована прежде всего на петербуржцев и москвичей. Россияне, имея достаточный опыт не только европейских поездок, но и путешествий по всему миру, предъявляют к гостиничной и ресторанной инфраструктуре высокие требования. Чтобы все было свое – но на уровне международных стандартов.
Вписать требования к качеству в разумную экономику проекта – это серьезный вызов и для девелопера, и для управляющей компании»
«Еще в самом начале пандемии звучали прогнозы о том, что туристический рынок никогда не вернется в то состояние, в котором он развивался последние 15 лет. А именно: массовый туризм среднего класса, появление новых объектов на курортах, развитие круизного продукта, размещение в отелях 4-5* по системам all inclusive и так далее. Сейчас этот прогноз частично сбывается. Прежде всего в виде сокращения массового туризма и развития индивидуального. Что, как правило, дороже, но оставляет большую свободу действий за туристом. И скорее отвечает потребительским предпочтениям новых поколений – тех, кому сейчас 20-25.
К вопросу об иностранных туристах: платежеспособность населения Европы и других развитых странах в последние месяцы также снизилась. С учетом курса рубля совершенно не факт, что иностранцы смогли бы привезти в Россию те самые недостающие 9 млрд долларов.
Что касается апартаментов, то мы, как и ранее, не делаем ставку на иностранцев. При этом уже возвращаются иностранные студенты. Есть потенциал со стороны Индии...
В наших доходных программах учитывается внутренний туризм. Совокупный спрос на размещение в Петербурге со стороны всех категорий арендаторов, от студентов и командировочных до внутренних туристов, включая деловых, позволяет прогнозировать загрузку проектов. Как тех, что выводятся на рынок сейчас, так и тех, что будут запущены в эксплуатацию в следующие 2-3 года.
Инвесторы оперируют опытом, оценивая, прежде всего, наиболее кризисный 2020 год, когда встало вообще все. Но даже тогда апарт-отели показали результат, в минус практически никто не ушел. Поэтому для апарт-отелей ситуация несколько более позитивная. Они изначально не являются производной от того рынка массового туризма, который будет видоизменяться»
«Никто и не ожидал, что внутренний турпоток сможет полностью компенсировать отсутствие иностранных туристов. Но частично это происходит. Фактически снижения спроса по сравнению с 2021 годом у нас нет. Конечно, это достигается отчасти и за счет ценовой политики: показатель ADR, средняя стоимость номера, незначительно снизился. Россияне не всегда готовы платить за размещение столько же, сколько иностранные туристы.
Как переживут текущий период апарт-отели? Петербург останется одной из главных туристических столиц России. У операторов есть возможность адаптироваться к новым условиям: регулировать долю кратко- и долгосрочной аренды, сохраняя загрузку на нужном уровне. Этот опыт был получен во время пандемии, и он успешно используется и сегодня.
Есть несколько важных требований, которым должен соответствовать апарт-отель, чтобы оставаться востребованным в любых условиях. Это сервис и уникальность продукта: апарт-отели с узнаваемым «лицом» и яркой концепцией, как в случае с сетью ARTSTUDIO от RBI. И конечно, крайне важно знать свою целевую аудиторию. Мы, например, в большой степени ориентированы на бизнес-туризм и корпоративных клиентов.
На вопрос о доходных программах сможем ответить после окончания высокого сезона. Пока мы проходим его с показателями, которые сопоставимы с аналогичным периодом прошлого года»