Центробанк: ипотека в «долевке» в июне сократилась почти на 40%
Несмотря на льготные ставки, жилье становится все менее доступным для петербуржцев.
Данные по сокращению ипотечных кредитов в долевом строительстве приводит Единый ресурс застройщиков. В июне банки выдали под залог ДДУ 133,5 млрд рублей – на 37,8% меньше, чем в июне 2021-го (214,6 млрд).
Впрочем, по сравнению с провальным маем (86,9 млрд) объем кредитования вырос на 53,7%.
За шесть месяцев (январь–июнь) граждане получили в банках под залог ДДУ 860,6 млрд рублей – всего на 6,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналитики Центробанка отмечают, что июньское сокращение кредитования в новостройках происходило на фоне снижения всех видов розничного потребительского кредитования на 30,9%, падение ипотеки составило 53,5% (253,5 млрд в июне 2022-го, 545 млрд – в июне 2021-го).
Снижение показателей по кредитам на новостройки идет параллельно общему снижению продаж квартир в строящихся домах. В Петербурге в июне Росреестр зарегистрировал 2979 ДДУ. Год назад – 5651 договор, почти в два раза больше. В Ленобласти падение поскромнее, всего на 25%: 1087 договоров "долевки" в июне этого года, 1364 – в июне прошлого года. Вполне приемлемый уровень ставок по льготной ипотеке для новостроек – 7% – был установлен правительством РФ 20 июня. Но сейчас, по отзывам участников рынка, важен не столько размер ставки, сколько величина ежемесячного платежа. А еще важнее – уверенность (или неуверенность) граждан в своем экономическом будущем.
По данным исследования ЦИАН, коэффициент доступности жилья (КДЖ, отношение стоимости стандартной квартиры к годовому доходу семьи) за последние два года вырос. В 2020 году в Петербурге за квартиру семье надо было отдать весь доход за 4,1 года, в 2022-м - уже за 6,1 года…
Так что сейчас дело уже не в ставках. А в том, смогут ли девелоперы строить, не выбиваясь из графика, при условии снижения своих доходов (из-за падения продаж). Станут ли граждане обращаться за новыми займами, не будучи уверенными в надежности своего рабочего места. Важно также, как будет меняться доля просроченных кредитов и начнут ли влиять на рынок цены распродажи дефолтного имущества.