НАШ ЦИТАТНИК: «Мы не прогнозируем спад в строительстве, но для прямого сравнения рынка с докризисным мало стабильных критериев. Рынок меняется. Однако сознательное торможение проектов противоречит логике наполнения эскроу-счетов...» Сергей Софронов

4 октября, 20:04
9 августа в 08:00

Валентина Суднишникова: «Не потерять ресурсы – значит заработать»

Кирпич придумали примерно пять тысяч лет назад. Компьютер – по меркам истории – совсем недавно. Однако за последние несколько лет цифровые решения из разряда «модных штучек» плавно перешли в «ящик с инструментами». Об особенностях цифровых решений в строительной отрасли рассуждает Валентина Суднишникова, CEO и основатель компаний AlertGroup и ALLIO.

Суднишникова Валентина, СЕО и основатель AlertGroup IT-company и ALLIO
Суднишникова
Валентина

СЕО и основатель AlertGroup IT-company и ALLIO — self-set ERP для коммерческого блока застройщика

– Компания AlertGroup на рынке больше 15 лет. Как изменились за это время требования ваших клиентов? С чего начинали – к чему пришли? 
– Основное направление деятельности AlertGroup – информационная безопасность. В этой сфере ожидания клиентов мало изменились. А вот по флагманскому продукту ALLIO мы работаем с рынком девелопмента, где отношение к IT становится гораздо более осознанным. Застройщики хотят уже не просто «шахматку» и каталог на сайт, они готовы вместе с нами идти дальше и автоматизировать полностью весь процесс коммуникации между коммерческими отделами. 

– Многие застройщики сами пишут разные решения для себя, у разработчиков сформированы планы на годы вперед. Зачем они это делают, если на рынке уже есть IT-продукты?  
– Отрасль развивалась стремительно. Долгое время отраслевых решений не было вовсе, застройщики были вынуждены развивать собственные разработки. Это стратегия таких компаний, как ПИК или Группа «Самолет». Чтобы сегодня занимать свою позицию на рынке, они начали разработку гораздо раньше, когда это еще не было мейнстримом. ПИК готовил онлайн-продажи с 2017 года, чтобы запустить их в 2020-м. В 2022 году у девелоперов уже нет этой роскоши – возможности потратить 3-4 года, прежде чем получить результат. 
Проблема собственной разработки еще и в том, что невозможно полностью оцифровать компанию один раз и остаться оцифрованным навсегда. Нужно постоянно совершенствоваться, дорабатывать софт под новые условия работы и тренды в отрасли. А это и содержание штата разработчиков, и необходимость самостоятельно определять, какой инструмент нужен, в каком виде. Компании-разработчики постоянно улучшают свой продукт, потому что для нас остановиться в развитии – это буквально смерть. К тому же мы знаем потребности не одной компании, а отрасли, работаем с разными объемами строительства, классами жилья, регионами. Сейчас мы наблюдаем обратный тренд, когда застройщики отказываются от собственных разработок в пользу готовых решений, которые постоянно обновляются. Например, девелопер UDS выбрал ALLIO, чтобы заменить блок своей «самописной» системы на 1С. 

– Как компании вообще приходят к тому, что нужно что-то оцифровать?  
– К нам, как к врачу, приходят, когда начинает болеть. Обычно хотят решить конкретную проблему, но иногда бывает так, что просто инструмент становится модным. Например, так было с ценообразованием, когда на слуху было одно отраслевое решение на базе мета-алгоритмов. Тогда казалось, что это решение всех проблем застройщика.  
Тут подсвечивается другая сторона. Почему-то многие считают, что IT-инструменты должны сразу принести измеряемый результат, а еще лучше – дополнительную прибыль. Но так работает не всегда. Как в медицине, есть анальгетики, действующие быстро, а есть мультивитамины, которые улучшают состояние комплексно. И эффект виден только через какое-то время, а иногда вообще косвенно.  
Инструменты, которые оптимизируют работу коммерческих отделов и организуют связи между ними, – это мультивитамины. Они защищают от потерь ресурсов, ошибок, неизбежно возникающих при плохой коммуникации. И таким образом позволяют не потерять, а значит, тоже заработать. Например, у наших клиентов затраты на одну сделку сокращаются в среднем на 15 000 руб. 

– И как вы понимаете, что сейчас нужно рынку, с чего начинается разработка новых IT-инструментов? 
– Сложно сказать. Для меня они просто витают в воздухе.  Я в IT с 13 лет и уже 10 лет работаю с застройщиками. IT – это философия жизни, способ восприятия мира и решения задач. Именно через IT зачастую к нам приходят новые слова, профессии, паттерны поведения. Думаю, это позволяет видеть приближающиеся тренды как из кресла в первом ряду.  
Ну и конечно, команда ALLIO – часть отрасли. Мы общаемся с партнерами, пользователями, делимся экспертизой на мероприятиях, обмениваемся опытом. 
Бывает, что наши инструменты опережают готовность застройщика их внедрить. И тогда требуется время, чтобы их приняли.  

– Отражается ли как-то на покупателе, что он работает с «оцифрованной» компанией? Или главный выгодоприобретатель – все же застройщик? 
– Мы недавно изучали отзывы покупателей недвижимости в Интернете. Не будем про качество стройки, это отдельная история. Но много отзывов и о проблемах именно в коммерческой части: обещали скидку и не сделали, не передали информацию в другой отдел, забронировали не ту квартиру, затянулась сделка, не могли назвать сроки устранения замечаний… А количество ошибок из-за человеческого фактора, опечаток – вообще бесконечно. И все эти проблемы можно было бы решить оцифрованными бизнес-процессами и объединением коммерческих отделов компании в одной системе.  
Возьмем простой пример. Однажды мы обратили внимание, как менеджер отдела продаж ведет консультацию и считает стоимость на калькуляторе. Сбивается, считает заново. Мы решили перевести консультацию клиента в полностью цифровой вид, включая расчет стоимости. Это позволило поднять услугу на новый уровень, когда не нужно прибегать к сайту застройщика, буклетам, что-то уточнять в другом отделе – вся информация доступна в одном окне. Один из наших застройщиков пошел дальше и поставил круглые столы и моноблоки, превратив презентацию недвижимости в разговор с другом, который просто помогает сделать лучший выбор. Клиент может сам выбрать условия сделки, поиграть с акциями, попробовать разные варианты оплаты и наблюдать, как изменяется цена.  
Для клиента процесс покупки стал гораздо прозрачнее и понятнее. Работа в одном окне повышает доверие к застройщику, снижает страх и опасения при покупке. Наши застройщики отмечают, что выросла конверсия обращений в сделки и удовлетворенность покупателей.  

– Можно ли «оптимизировать» такие трудоемкие и плохо предсказуемые процессы, как приемка квартиры, работа с претензиями? 
– Передачу недвижимости я предлагала оцифровать еще с 2018 года. Мы пришли к двум девелоперам с готовыми макетами и предложили разработать пилот. К сожалению, они не были готовы инвестировать в то, чего нет на рынке.  
В конце прошлого года мы приняли решение самостоятельно делать в ALLIO модуль передачи недвижимости. Собрали рабочую группу из нескольких партнеров-девелоперов, получили от них рекомендации и замечания и реализовали. И несмотря на то, что модуль еще молодой, уже отмечается его эффективность. Срок передачи сокращается в три раза, весь процесс, опять же, становится прозрачным и более управляемым. Так что – да, можно! 

– Традиционный вопрос: сейчас много говорят и пишут о рисках, связанных с импортозамещением. Зависит ли ваш продукт от иностранного ПО, есть ли определенные требования по «железу»? Есть ли гарантийное сопровождение?  
– У нас бесплатная техподдержка на весь период использования. За каждым клиентом закреплен аккаунт-менеджер, который помогает более эффективно использовать возможности системы.  
Продукт ALLIO ERP – полностью российская разработка. Он уже зарегистрирован как программа для ЭВМ, а сейчас мы ждем подтверждение от реестра российского ПО (к сожалению, бюрократические процессы проходят не мгновенно). В апреле защитили наш проект в Сколково. Так что ALLIO и есть решение для импортозамещения. 

ДОСЬЕ «НП»

Компания AlertGroup имеет опыт международной работы в сфере информационной безопасности, проекты в Южной и Северной Америке, Европе и Азии. Головной офис компании находится в Петербурге.

ALLIO охватил уже 10 регионов РФ; сотрудничество идет с такими компаниями, как Группа «Аквилон», «Еврострой», девелоперская компания UDS, White Group, «Атлас Девелопмент» и т. д. 

Материал подготовлен в рамках специального проекта NSP.RU - "ДОСТИЖЕНИЯ ГОДА", приуроченного к профессиональному празднику День строителя.

.