НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

2 декабря, 20:56

Дорожная палитра: как в Петербурге используют цветной асфальтобетон

Цветные покрытия из асфальтобетона и других материалов – развивающийся тренд в России. Их назначение может быть самым разным. Например, покрытия используют как элемент дизайна при благоустройстве жилых комплексов и общественных пространств. Но также они помогают сделать безопаснее дороги, обозначая участки, требующие особого внимания. Мы изучили, как в Петербурге используют цветной асфальтобетон и какой потенциал есть у этого материала.

Всеволожский путепровод. Фото: ОАО «АБЗ-1»
Всеволожский путепровод. Фото: ОАО «АБЗ-1»

Для чего бы ни потребовалось цветное покрытие, оно в любом случае будет гораздо долговечнее, чем разметка, нанесенная на обычный асфальт.  «Цветной асфальтобетон – это полностью окрашенная масса, и в результате интенсивного движения цвет не сотрется», – поясняет руководитель направления продаж по новым продуктам ОАО «АБЗ-1» Анастасия Никитина. 

В лаборатории «АБЗ-1» могут подобрать рецептуру и выпустить цветную асфальтобетонную смесь любого назначения: велодорожки, парковки, проезжая часть либо пешеходная зона. Все они производятся и укладываются согласно существующим ГОСТам. А чтобы покрытие служило долго, важно правильно спроектировать дорожный «пирог» и толщину всех слоев. 

Что касается цвета, то оттенок может быть любым – по желанию заказчика. Завод предлагает несколько «стандартных» вариантов: красный, бордовый, желтый, оранжевый, синий, голубой и зеленый, а также смесь без пигмента, которая имеет цвет натурального камня. 

Красочный дизайн 

Цветные дорожки используют как элемент дизайна при благоустройстве дворов в многоквартирных жилых комплексах и для оформления внутренних территорий коттеджных поселков. Разноцветные полосы разделяют пешеходные, игровые пространства и дорожки для велосипедов и самокатов. Такие решения можно встретить, например, в жилых комплексах «Светлый мир «Внутри...», «О`Юность», GrönaLund, «Галактика PRO», «Авиатор» и других. 

ЖК GrönaLund. Фото: ОАО «АБЗ-1»
ЖК GrönaLund. Фото: ОАО «АБЗ-1»

Чтобы покрытия вписались в популярный «природный» стиль, можно использовать мягкие, натуральные оттенки. Впрочем, не все дизайнеры предпочитают нейтральные цвета. Например, на берегу озера Нахимовское есть коттеджный поселок премиум-класса Liikolaclub. Здесь много внимания уделено благоустройству: вдоль набережной засеяны газоны, высажены туи, поставлены уличные фонари. А для обустройства дорожек использовался красный мелокозернистый асфальтобетон.

Аналогичное покрытие асфальтобетон компания «АБЗ-1» поставила для благоустройства территории у резиденции губернатора Петербурга в Смольном проезде. А в Бестужевском сквере использовано покрытие из зеленой мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси. «Комитет по благоустройству применяет наши материалы, нас приглашают в качестве экспертов при проектировании дорожек в парках и скверах», – комментирует Анастасия Никитина.

В 2021 году в издании Journal of Traffic and Transportation Engineering вышел обзор практик применения, авторы которого также рекомендуют использовать цветные дорожки на внутриквартальных территориях, чтобы разграничить зоны для пешеходов, велосипедов и пр.

Еще одно преимущество цветного асфальтобетона в том, что светлые оттенки дорожного покрытия не так сильно нагреваются, что особенно актуально в городах летом. Отражающие свойства у светлой поверхности выше, чем у темного асфальтобетона, сделанного из традиционного битума и буквально плавящегося на жарком солнце. 

Внимание: велодорожка 

 Кроме того, цветное покрытие позволяет выделить участки автодороги, на которых нужно быть особенно внимательными. Например, цветные велодорожки более заметны, чем обычная разделительная полоса белой разметки. 

1 из 2
Парк «Остров фортов». Фото: ОАО «АБЗ-1»

Компания «АБЗ-1» провела социологическое исследование, и 90% респондентов уверены, что велосипедисты должны передвигаться по выделенной полосе, отдельно от автомобилей и пешеходов. Полученные данные также показали, что есть общественный запрос на развитие городской инфраструктуры и повышение ее безопасности. Одно из возможных решений – выделение дорожек цветом. Результаты презентовали весной 2022 года на круглом столе, в котором участвовали представители общественных организаций, выступающих за развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры в Петербурге и Ленобласти. Участники отметили, что цветные велодорожки – это уже устоявшаяся европейская практика. Таким способом привлекают внимание автомобилистов и пешеходов. Прозвучала даже идея сделать эти зоны частью нового дизайн-кода города и оформить их в цветах общественного транспорта Петербурга.  

Цветной асфальтобетон применялся при обустройстве музейно-исторического парка «Остров фортов» в Кронштадте. Это место для отдыха и развлечений местных жителей и тех, кто приехал из Петербурга. Здесь есть детские площадки, прогулочные зоны, места отдыха, тематические объекты, напоминающие об истории Военно-Морского Флота. Цветные дорожки – часть благоустройства. В АНО «Остров фортов» рассказали, что из мелкозернистого плотного цветного асфальтобетона выполнена беговая дорожка в третьей очереди проекта, открытой 31 июля 2022 года. Это решение делает ее не только практичной и удобной для использования спортсменами-любителями, но также долговечной и эстетичной – она гармонично вписалась в общий архитектурно-художественный облик парка. 

Подчеркнуть важное 

 Выделять цветом можно не только велополосы, но и другие важные участки, требующие повышенного внимания. Так можно маркировать остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, определенные парковочные места и стоянки и т. п. Такое обозначение участков улицы широко используется во всем мире. 

Цветные вставки и рисунки на дорожном полотне используются и в самых современных с точки зрения урбанистики городах России. Например, в 2022 году в Иннополисе – городе высоких технологий в Республике Татарстан – появился перекресток, раскрашенный бело-желтым рисунком.  

Его спроектировали петербургские транспортные инженеры. Так внимание водителей привлекается к опасному перекрестку перед школой. Нестандартный участок дороги заставляет снизить скорость. 

ЖК «Галактика Pro». Фото: ОАО «АБЗ-1»
ЖК «Галактика Pro». Фото: ОАО «АБЗ-1»

Но в России эти решения пока не закреплены в ПДД и других нормативных актах. Поэтому общественные активисты и производители цветных покрытий ведут переговоры с органами власти, чтобы включить такие дорожки в нормативную базу. «Около пяти лет назад мы обратились к чиновникам с предложением поставить по цене обычного асфальтобетона красный, чтобы можно было его апробировать на участках велодорожки», – говорит Анастасия Никитина. 

Как делают цветной асфальт 

 Широко распространенные вяжущие на основе нефтяных битумов имеют черный цвет, и их трудно окрасить. Поэтому компания «АБЗ-1» разработала и запатентовала свое уникальное прозрачное полимерное вяжущее B2сolor – его серийное  производство для изготовления цветных асфальтобетонных смесей налажено в 2016 году.

Помимо полимерного вяжущего, в смесь входят рационально подобранные и перемешанные в горячем виде щебень, песок и соответствующий заданному цвету органический или неорганический пигмент. Срок службы покрытия из цветного асфальтобетона составляет минимум 10 лет, а затем его можно переработать для вторичного использования. 

Вяжущее производится из российских ингредиентов. B2сolor стал победителем в конкурсе инноваций в рамках выставки «Интерстройэкспо» в 2015 году, лауреатом международного конкурса «Инновации в городской среде» в 2017 году, а также в 2019 году внесен в перечень инновационной высокотехнологичной продукции по итогам конкурса ГБУ «Агентство инноваций г. Москвы».

Эксперименты по производству и укладке цветных асфальтобетонных смесей компания «АБЗ-1» начала еще в 2004 году. Сначала она освоила выпуск литого красного асфальтобетона, из которого выполнены покрытия на мостах в Екатерининском парке, а затем на множестве других объектов по всей стране. 

Яхтенный мост 

Фото: ОАО «АБЗ-1»

 Велопешеходный Яхтенный мост, соединяющий Приморский район с Крестовским островом, построен перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года.

Его возвели на средства компаний, которые объединились в Ассоциацию по содействию развитию транспортной и спортивной инфраструктуры «Открытое пространство».

Длина моста – 940 метров, а высота – 16 метров. Это самый длинный и высокий пешеходный мост в Северной столице. Пешеходный тротуар на мосту окрашен синим цветом. Кстати, именно на этом объекте такой цвет был применен впервые. А вот велосипедная дорожка здесь красная. 

Бестужевский сад 

Фото: ОАО «АБЗ-1»

В 2021 году в общественном пространстве Бестужевского сада на пересечении Пискаревского проспекта и Бестужевской улицы появилось покрытие из зеленой мелкозернистой асфальтобетонной смеси (применено в Петербурге впервые).

Благоустройство этого пространства велось в рамках концепции безбарьерной среды, тут предусмотрено оборудование для маломобильных групп. Рядом находится тихая зона с прогулочным маршрутом, площадками для отдыха, скамейками, велопарковками.  

Всеволожский путепровод 

Фото: ОАО «АБЗ-1»

В 2021 году группа компаний «АБЗ-1» ввела в эксплуатацию путепровод над железнодорожными путями рядом со станцией Мельничный Ручей во Всеволожске. Тротуары на этом путепроводе необычные. На них уложен цветной литой асфальтобетон, который, в числе прочего, призван дополнительно защитить пролетные строения от влаги и коррозии. Технология укладки такого асфальтобетона не потребовала применения тяжелой техники: цветную смесь на объект доставила специально оборудованная машина, которая обеспечивала непрерывное перемешивание и подогрев материала. 

Путепровод над железной дорогой вошел в рейтинг социально-значимых и интересных объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Протяженность транспортного объекта составляет 79 метров, расчетная скорость движения транспорта – 60 км/ч.  

NSP ДОСЬЕ 

Группа компаний «АБЗ-1» специализируется на дорожно-строительных работах и производстве асфальтобетонных смесей. Занимается строительством, реконструкцией, ремонтом дорог, мостов, набережных, тоннелей, путепроводов, аэродромов и портов. В составе предприятия есть научно-исследовательские подразделения. 

Среди крупнейших проектов, реализованных АБЗ-1, – развязки с ЗСД, строительство автодорожной инфраструктуры рядом с «Лахта-центром», Всеволожский путепровод. 

Группа компаний «АБЗ-1» является одним из крупнейших игроков на рынке производителей и поставщиков асфальтобетонных смесей, с мощностью производства до 1,5 млн т в год. Это направление обеспечивает в среднем порядка 25% совокупной выручки предприятия. С 2019 года группа участвует в реализации крупнейшего концессионного проекта в сфере общественного транспорта в РФ по созданию и эксплуатации трамвайной сети по маршруту ст. м. «Купчино» – Шушары – Славянка (Санкт-Петербург). 

Срок полного воплощения проекта в жизнь – 30 лет.