НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 09:45

Дом Басевича в Петербурге назван вещдоком, там нельзя проводить демонтаж

18 октября 2022 в 12:54

Дом Басевича на Петроградской стороне признан вещественным доказательством. Это означает, что там нельзя выполнять многие работы, прежде всего связанные с демонтажом.

Фото: КГИОП

Следственный комитет РФ (СК) признал дом Басевича вещественным доказательством. Об этом сообщил депутат Борис Вишневский со ссылкой на информацию из СК. Эту информацию также подтвердил NSP градозащитник Олег Мухин, по ходатайству которого здание признано вещдоком. 

Как поясняет депутат, это решение означает, что в здании запрещены многие работы: снос, демонтаж и т. п. 

Напомним, ранее город заключил контракт на реконструкцию зданий на Большой Пушкарской, 7 (старый детский сад) и 9 (дом Басевича) для нужд Академии танца Бориса Эйфмана. На месте детсада должно появиться общежитие для воспитанников. В доме Басевича предусмотрены апартаменты для артистов. При этом, согласно проекту, при реконструкции должны быть демонтированы аварийные конструкции, лицевая часть фасадов сохранится до 5-го этажа, будут также воссозданы шестой и седьмой этажи. Стоимость работ – порядка 2,7 млрд рублей. 

Против реконструкции дома Басевича в таком виде выступают градозащитники, которые считают, что в здании можно сохранить большую часть исторической постройки. Здание датировано 1912 годом постройки. Оно построено по проекту архитектора Алексея Зазерского, в работах принимал участие владелец – инженер-технолог Иссахар Басевич.

Недвижимость редко признается вещдоком, но такие случаи бывают. Например, вещественным доказательством становились помещения на Невском

Анна Пронина - юрист практики разрешения споров Rightmark Group
Пронина Анна
юрист практики разрешения споров
Rightmark Group

Комментарий эксперта

В процессуальном законодательстве содержится несколько сходных между собой определений вещественного доказательства. Под этим термином понимаются предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение разрешения дела (ГПК РФ), либо являются орудием совершения или предметом, на который было направлено административное правонарушение (КоАП РФ) или преступные действия (УПК РФ). 

Цель признания объекта вещественным доказательством при этом схожа — сохранение такого предмета в неизменном состоянии до окончания судебного разбирательства (вступления в силу приговора суда). При этом перечень объектов, которые могут быть признаны вещественным доказательством, не установлен. Следовательно, недвижимое имущество также может быть признано вещественным доказательством, как по гражданскому, так и по уголовному или административному делу, на что указывает в том числе и сложившаяся судебная практика. 

Однако, такой способ охраны объекта недвижимости в рамках судебного разбирательства не получил широкого распространения — в большинстве случаев применяется такая мера как запрет регистрационных действий, который вносится в ЕГРН и препятствует распоряжению объектом недвижимости, однако не ограничивает правообладателя в совершении действий, сведения о которых не вносятся в ЕГРН (например, проведение ремонтных работ). 

В этом и состоит основное отличие запрета регистрационных действий в отношении недвижимости от ее признания вещественным доказательством по делу — статус вещдока ограничивает не только юридическую, но и фактическую возможность распоряжаться объектом недвижимости до окончания судебного разбирательства. 

Анна Пронина — юрист практики разрешения споров Rightmark Group