НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

6 декабря, 04:39

Ритейл, торговля и склады – перспективы в неопределенных условиях

8 ноября в 08:07

26 октября 2022 года состоялся деловой завтрак BestBreakfast, посвященный ритейлу, торговой и складской недвижимости.

Бест_завтрак - фото 26 октября
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Участники мероприятия отметили, что изменения затронули все отрасли: напряженность, нарушение логистических цепочек, сокращение спроса – все это отрицательно сказалось на экономике Петербурга. 

По словам Аллы Сидоренко, партнера, руководителя направления складской и индустриальной недвижимости "БестЪ. Коммерческая недвижимость", в складском сегменте отмечается спад. Рост вакансии в складских помещениях Петербурга в III квартале 2022 г. составил 2,2% (около 110 тыс. кв. м), средняя арендная ставка – 720 руб./кв. м/мес. «Мы прогнозируем снижение девелоперской активности в складском сегменте на 50–70%. Сейчас происходит изменение логистических потоков и формирование новых транспортных коридоров, вакансия в уже сданных проектах может достигнуть 5–6%», – заключает эксперт.

По данным Станислава Ступникова, партнера «БестЪ. Коммерческая недвижимость», оборот розничной торговли за период январь–август 2022 г. составил 1,3 трлн руб., что на 18% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Основные потери розничного товарооборота – это непродовольственные товары, тогда как оборот продуктового ритейла растет. Уход и заморозка деятельности иностранных брендов привели к росту вакансии во всех типах торговых помещений.  
Доля онлайн-торговли за указанный период составила 14%, что демонстрирует рост доли онлайн-покупок в повседневной жизни россиян.  

Так, по данным Дмитрия Иванова, доктора социологических наук, профессора кафедры теории и истории социологии СПбГУ, доля онлайн-покупок в 2021 году была 12%. И поскольку на конвенциональный ритейл приходится более 80% всех продаж, торговые центры и помещения в стрит-ритейле по-прежнему актуальны. 

«Но именно крупные торговые комплексы больше всего пострадали от ухода иностранных брендов: доля вакантных площадей в таких объектах достигает 25–40%, – приводит статистику Станислав Ступников. – Микрорайонные форматы более устойчивы к кризисам, вакансия в них 12%, а то и 0%. В стрит-ритейле уровень вакантных площадей составляет около 7%». Участники разошлись во мнениях, что делать с закрытыми магазинами и пустующими помещениями. 

Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»: «Принятые изменения в законодательство позволяют теперь требовать компенсировать существенное снижение  арендной платы от компаний из недружественных стран, поскольку арендодатель вправе теперь потребовать от арендатора оплачивать  аренду, привязанную к его выручке, в прежнем объеме, который был до существенного снижения выручки и, соответственно, арендной платы в связи с прекращением деятельности арендатора, а также появилась возможность для расторжения договоров в случае отказа от такой компенсации, то есть без каких то нарушений контрактов со стороны арендаторов. Но каждый случай надо рассматривать индивидуально».

Присутствующие на BestBreakfast эксперты поделились своим видением перспектив для конкретных отраслей.

Иннокентий Лукьянов, генеральный директор консалтинговой компании АСТ: «На сегодняшний день основные риски, как и всегда, – склады и грузоперевозки. Ставки по страховым рискам будут расти практически во всех сегментах, и это следует учитывать при бюджетировании расходов на следующий год. Появились дополнительные риски из-за увеличения дальности маршрутов, большего количества контрагентов в цепочке поставок». 

Виталий Свидовский, совладелец и генеральный директор ГК «Теремок» в Санкт-Петербурге: «Наша отрасль сильнее всего пострадала от пандемии, но общественное питание – это та отрасль, которая сейчас может стать локомотивом и драйвером экономики. Конечно, часть концепций поменяется, но есть люди не перестанут. Главное, делать востребованный продукт и не останавливаться в развитии».

Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE: «Коворкинги – это про неудобную недвижимость, которая сложно сдается, а в результате переформатирования под коворкинг получает доход выше. Из актуальных примеров в контексте торговой недвижимости – это помещения кинотеатров и помещения в зонах с низким трафиком посетителей, которые можно трансформировать под коворкинги. Поэтому в нашей сфере деятельности достаточно много пространства для развития, и мы активно используем новые тренды и запросы».

Алексей Карасев, генеральный директор "Санлайн-Монтаж": «Несмотря на уход некоторых иностранных брендов, на нашей деятельности по проектированию и строительству это сказалось несущественно. В первую очередь пострадал сегмент электрики и водоснабжения, поскольку некоторых производителей сложно заменить. В данном случае мы успешно научились его замещать параллельным импортом. По остальным разделам: вентиляция и  кондиционирование – рынок более 5 лет назад переориентировался на китайских производителей. Мебель и отделочные материалы тоже заменяемы. В целом стало больше работы». 

Игорь Латыев, генеральный директор компании «Фрегат»: «В строительной отрасли сейчас два тренда: находящиеся на уровне дизайн-проекта замерли в ожидании, а вышедшие на стройку, наоборот, стремятся максимально быстро реализовать проект, но в рамках согласованного ранее бюджета. Надо работать, и у нас достаточно оптимистичный взгляд в будущее и опыт замещения технологий и материалов для строительства качественных объектов – шоурумов – магазинов и представительских офисов для компаний из различных сфер, в том числе торговли и ритейла».

Дмитрий Иванов, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ: «Доля онлайн-покупок в 2021 году была 12%, а если не учитывать заказ еды через онлайн-сервисы, то на долю онлайн-ритейла приходится 26%. В структуре онлайн-продаж за 2021 г. 60,4% пришлось на интернет-магазины, а 39,6% – на маркетплейсы. При этом по результатам опроса, проведенного СПбГУ в марте 2022 г., более 60% респондентов в Петербурге и Москве совершали покупки в «Озоне», ежедневно интернетом пользовалось более 90% опрошенных». 

Организаторами мероприятия выступили: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», банк-партнер «ПСКБ Банк», сеть коворкингов PAGE, партнеры: «Фрегат»«Авантел»«Санлайн-Строй», партнер по риск-консалтингу и страхованию АСТ и при поддержке УК «МТЛ», бюро AIKIdesign, retail-box Avenue-Box и PR-партнера «Репутация». Официальный радио-партнер BusinessFM в Санкт-Петербурге. При поддержке "Недвижимость и строительство Петербурга" и Arendator.ru, деловой партнер "РБК Петербург".