НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

22 апреля, 00:00

В Петербурге обсуждают возможность воссоздания колокольни Смольного собора

22 мая 2023 в 09:51

В марте 2023 года КГИОП признал выявленным памятником археологии фундаменты колокольни Смольного собора на площади Растрелли. До конца мая Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга соберет ученых мужей, чтобы обсудить возможность и целесообразность воссоздания колокольни. Возвести ее на историческом фундаменте сложно, а в другом месте – вполне возможно.

Недостроенный проект колокольни-доминанты Франческо Бартоломео Растрелли будоражит умы многих поколений. После возведения первых двух ярусов строительство было остановлено. Еще через 70 лет эти постройки были снесены. Почему не стали продолжать начатое, доподлинно неизвестно, пока есть предположения и версии. 

В новейшей истории неоднократно обсуждался вопрос завершения недостроенной колокольни по проекту великого итальянца. В 2010 году сотрудники Института истории материальной культуры РАН провели раскопки у Смольного собора и обнаружили фундамент колокольни. Но дальше находок дело не сдвинулось. В 2013-м о желании воплотить проект заявили ГК «Арсенал-недвижимость» и Русский клуб православных меценатов, но и в этот раз до дела не дошло. 

Смольный собор. Фото предоставлено Фондом СВОИК
Фото предоставлено Фондом СВОИК

В 2020 году с инициативой продолжить обсуждение нереализованного проекта колокольни Растрелли выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге (Фонд СВОИК). В конце 2021-го Фонд сделал визуализацию колокольни в натуральную величину при помощи тысячи дронов. После этого мнения многих противников идеи изменились: оказалось, что при небольшом смещении от исторического места колокольня, несмотря на свои внушительные размеры (высота 170 м), не будет перекрывать Смольный собор. В прошлом году Фонд СВОИК представил на ПМЭФ-2022 вариант проекта воссоздания колокольни для обсуждения экспертным сообществом. 

В поиске мастера 

История Смольного монастыря началась в 1748 году. Известно, что заказчиком была императрица Елизавета Петровна, которая решила закончить свои дни в обители. Место под строительство выбрали с отсылкой к юности государыни. Детство она провела в небольшом Смольном дворце, который Петр I построил рядом со смоляным двором, обеспечивавшим смолой судостроительные верфи.

По первоначальному проекту Растрелли монастырь представлял собой ансамбль из главного собора, каре с кельями и 170-метровой колокольни, состоящей из пяти ярусов. Комплекс строили поэтапно: сначала жилые корпуса и угловые церкви, затем – собор и монастырскую ограду, колокольня должна была стать логическим завершением всего проекта. Поэтому если храм и каре успели выстроить, то колокольню довели лишь до уровня второго яруса. 

Фото предоставлено Фондом СВОИК
Фото предоставлено Фондом СВОИК

Почему остановили строительство колокольни, точно неизвестно. Одной из причин называют начало Семилетней войны. Другая – возможно, связана с войной – отсутствие мастеров, способных отлить громадный колокол весом 12 тыс. пудов (около 200 тонн) и диаметром 6,5 метра. Именно такого размера колокол хотела императрица. Отлить его планировали прямо на фундаментах возводившейся колокольни, чтобы затем поднять колокол на второй ярус и продолжить строительство. Но в 1761 году Елизавета Петровна умерла, и строительные работы больше не возобновлялись. Около 70 лет храм и колокольня оставались недостроенными. В конце 1820-х были выделены средства на завершение строительства собора. При этом нижний ярус колокольни, который временно использовался под спальный корпус, в 1830-х просто разобрали, и на его месте разбили партерный газон.  

Копнуть глубже  

В прошлом году по инициативе Фонда СВОИК у Смольного собора провели повторные археологические исследования. «Дело в том, что раскопки 2010 года не привели к юридическим последствиям: фундаменты не были поставлены под охрану в качестве выявленного объекта археологии. Теперь этот статус дал КГИОП,  выпустив соответствующее распоряжение. В документе колокольня обозначена как «недостроенная». Помимо фундаментов колокольни исследовали и новое место – ближе к площади Растрелли. Там обнаружили остатки утраченной ограды», – поясняет источник в Фонде содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге.

По его словам, строительство колокольни на историческом пятне затруднительно, поскольку архитектор Василий Стасов изменил оригинальный проект Ф. Б. Растрелли достроив каре в 1820–1830-х годах. Кроме того, под фундаменты колокольни в XVIII веке было забито около 10 тысяч свай. Их извлечение для создания нового фундамента приведет к деформации грунта и потенциальному повреждению Смольного собора и других примыкающих построек. Поэтому обсуждается музеефикация открытого фундамента, продолжаются обсуждения возможного воссоздания колокольни на месте рядом с историческим. 

Фото предоставлено Фондом СВОИК
Фото предоставлено Фондом СВОИК

В Фонде СВОИК считают доказанным факт того, что строительство колокольни было именно прервано, а не сознательно остановлено. Кроме того, эксперты сейчас ожидают чертежи из Польши, которые, вероятно, прольют свет на причины данного события. «Дело в том, что в 1776 году польский магнат, граф Игнатий Потоцкий приобрел коллекцию (301 документ) чертежей, эскизов и рисунков Растрелли. Сейчас она хранится в Варшавской национальной библиотеке», – отмечают в Фонде.

Пока как наиболее вероятное место для колокольни с технической точки зрения обсуждается площадь Растрелли. По словам экспертов Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры, там нет важных сетей и фундаментов. 

Юридически же для инициаторов сейчас важно, чтобы Петербург сохранил свое место в перечне объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Аналогично тому, как в 2005 году организация не сняла с охраны 

Казанский кремль после строительства на его территории мечети «Кул-Шариф». По завершении сбора исторических материалов вопрос о колокольне будет вынесен на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия, который должен состояться в начале июня. 

Фото предоставлено Фондом СВОИК
Фото предоставлено Фондом СВОИК

Мнения экспертов 

«Колокольня не относится к творческим удачам архитектора, она не гармонична. Проект столь несоразмерно высокого сооружения был разработан исключительно по инициативе властей. Колокольня не была построена даже на четверть, и от ее возведения отказались. Растрелли реализовал другой вариант Смольного собора, что хорошо видно на макете с колокольней в музее Академии художеств. Уникальный ансамбль монастыря развивался и дошел до нашего времени без колокольни. Сегодня это – памятник, то есть подлинное и неизменное единство построек XVIII–XIX веков»

заместитель председателя Общества защиты памятников «Старый Петербург»

«Строительство колокольни является не созданием нового архитектурного объекта, а завершением ансамбля Растрелли. Смольный монастырь – не только одно из наиболее важных и крупных произведений эпохи барокко в Петербурге. Это выдающийся пример штукатурного барокко. Подобной техники строительства зданий не было нигде в мире.
Важно принимать во внимание, как строительство колокольни может повлиять на панорамные виды исторического центра города, на его небесную линию. С дальних точек обзора колокольня приобретает значение четко выраженного пространственного ориентира, обеспечивающего композиционную завершенность панорам. С ближних она оказывается в фокусе перспективы Суворовского проспекта, эффектно замыкает перспективу плохо оформленной эспланады в конце Шпалерной улицы, а также «снимает» однообразие пейзажа, видимого с пересечения Шпалерной и Потемкинской улиц»

руководитель «Архитектурная мастерская Мамошина»
Мамошин Михаил Александрович

«В советское время работы в этом районе коренным образом изменили историческую градостроительную ситуацию. Здесь сложилась застройка с характерными ленинградскими чертами: крупным масштабом, монументальными формами, широкими пространствами и ровными протяженными линиями фасадов. Доминирующее положение Смольного собора в основном игнорировалось. Все это привело к тому, что сегодня исторические панорамы Смольного монастыря и перспектива Шпалерной улицы непоправимо искажены разновременной и разностильной крупно­га­баритной застройкой, не сложившейся в композиционно целостный архитектурно-градостроительный ансамбль. Исправить ситуацию может повышение роли Смольного монастыря в иерархии градостроительной системы Петербурга»

Татьяна Славина
действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук