НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

18 апреля, 13:34

Кирилл Храпов: «Цифровизация станет обязательной для эффективного девелопера»

23 июня 2023 в 12:00

В группе «Самолет» еще несколько лет назад сделали ставку на цифровые технологии, которые помогают собирать статистику, упрощают управление и продажи, а также ускоряют реализацию проектов и позволяют экономить. О том, в каких сферах нашла применение цифровизация и что она дает компании, рассказывает коммерческий директор группы «Самолет» Кирилл Храпов.

Кирилл Храпов
Храпов Кирилл
коммерческий директор
Группа «Самолет»

Последние годы в менеджменте стало популярным понятие «экосистема». Обычно под этим понимают целый набор бизнесов и сервисов, который строится вокруг «ядра». Есть экосистема у «Яндекса», у Сбера и других крупных игроков. Группа «Самолет» также строит собственную экосистему. Она цифровая и складывается вокруг развития недвижимости.

Цифровизация в компании охватывает практически все сферы деятельности. Этот процесс начался несколько лет назад, когда было принято стратегическое решение о развитии «цифры». Цифровизация затрагивает тендерные площадки, управляющую компанию, договорные отношения, финансовое моделирование, процесс продаж, а также проектирование и само строительство.

Важно, что большинство используемых цифровых продуктов – разработки команды наших же специалистов. Это позволяет исключить проблемы при интеграции стороннего программного обеспечения в IT-архитектуру компании. Только в нынешнем году мы планируем инвестировать в цифровизацию более 10 млрд рублей, и уже сейчас каждый четвертый сотрудник компании – IT-специалист.

Мы считаем, что цифровизация строительной отрасли в ближайшее время станет обязательным условием эффективного функционирования современной девелоперской группы, в том числе в части взаимодействия с партнерами и контролирующими госорганами. Государство заинтересовано в цифровой трансформации системообразующей отрасли экономики и выступает инициатором в законодательной сфере, так как цифровизация обеспечивает прозрачность всех процессов. Также внедрение новых цифровых сервисов ускоряет взаимодействие госорганов, банков и строительных компаний благодаря переходу на электронный формат.

Преимущества цифровых технологий в строительстве сложно переоценить: они позволяют систематизировать сбор и поступление новой информации, хранить все в одном месте, координировать участников строительного процесса и включать их в совместную работу. Применение новых технологий снижает сроки самого строительства, сокращает девелоперский цикл проекта, что позволяет снижать затраты.

Внедрение BIM позволяет оптимизировать все этапы возведения и дальнейшей эксплуатации домов. Строительство контролируется с помощью аналитики процессов, электронного взаимодействия с подрядчиками. Система информирует об изменениях в ходе реализации проекта, позволяет оперативно ставить задачи, вносить корректировки, контролировать сроки. Также применение BIM ведет к снижению влияния человеческого фактора на качество проектно-строительной документации и уменьшает количество ошибок и неточностей при планировании объекта.

В группе «Самолет» оцифрована даже продажа недвижимости: от выбора квартиры, консультации, бронирования до подписания договоров и оплаты. Клиент может подобрать и забронировать квартиру на сайте, а на вопросы ответит менеджер в онлайн-конференции. Заявка на ипотеку в банк и подписание договора долевого участия происходят дистанционно. Это экономит массу времени и намного удобнее, чем традиционные офлайн-решения.

Юридическую достоверность сделки обеспечивают квалифицированные электронные подписи: бизнес и государство больше 20 лет используют их в отчетности, при заключении контрактов и в других сферах деятельности. А сведения о недвижимости и сторонах сделки получают напрямую из государственных баз данных, минуя посредников, которые могут ошибиться в информации или исправить ее в свою пользу.

Но при желании и возможности покупатели все еще могут приехать в офис компании, посмотреть вживую планировки в шоуруме.

В том числе у нас открыт и реалити-шоурум 24/7. В целом покупка квартиры «в цифре» помогает максимально безопасно совершить сделку без затраты дополнительных ресурсов.

Для жителей домов компании доступно приложение нашей управляющей компании, где, помимо оплаты коммунальных услуг, можно сообщить, например, о протечке в квартире, подать заявку на исправление неполадок в местах общего пользования.

С помощью мобильного приложения «Самолет Плюс УК» и web-платформы жители также могут подавать показания счетчиков, отслеживать динамику расхода воды и электроэнергии по месяцам, получить информацию по тарифам и ретроспективным данным, посмотреть и скачать электронные квитанции. Такая платформа позволяет каждому не просто оплачивать ЖКУ, но и полноценно управлять своим лицевым счетом.

Кроме того, мы первыми среди российских девелоперов внедрили «цифровой метр». Это токен, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем. С его помощью можно инвестировать в недвижимость нашей компании, не покупая квартиру, а приобретая долю, – минимальный порог инвестиций составляет всего 50 тыс. руб. Токен привязан к конкретной квартире, и динамика ее стоимости отражается в цене «цифрового метра». Этот аналог ценной бумаги можно в любой момент купить на инвестиционной платформе. Сейчас это один из самых безопасных способов инвестировать. При этом не нужно дожидаться накопления суммы, достаточной для покупки квартиры.

Мнения экспертов 

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»: 
– Мы развиваем информационные технологии на протяжении всего жизненного цикла наших объектов, от создания концепции до эксплуатации. Использование технологии BIM позволяет оперативно получать информацию о себестоимости на разных стадиях реализации. Параллельно ведется цифровизация внутренних процессов. Работает корпоративная система постановки задач на базе «Битрикс», которая позволяет более эффективно работать, отслеживать все этапы выполнения задач и формировать отчеты. Есть система электронного документооборота. Для проведения закупок материалов и услуг используем специализированную площадку, интегрированную с ERP-системой. Активно совершенствуем процесс дистанционных продаж, проведение сделок с помощью электронной регистрации и онлайн-ипотеки. Работаем с дешбордами на платформе PowerBI по ключевым показателям коммерческого блока в режиме реального времени и т. п. 
На рынок масс-маркет постепенно приходят решения из более высоких классов, в том числе системы «умного дома». Будут развиваться «зеленые» технологии, направленные на повышение энергоэффективности, снижение затрат электричества и воды, использование возобновляемых источников энергии. 
 
Михаил Орлов, директор департамента информационных технологий Группы ЦДС: 
– Трудно представить направление деятельности девелопера, которое могло бы избежать автоматизации. Поэтому мы разработали собственную цифровую экосистему, которая позволила автоматизировать большинство бизнес-процессов. При проектировании используются информационные модели (ТИМ) и среды общих данных (СОД). Они позволяют устранить коллизии на начальном этапе, получить сведения для формирования бюджета, выпускать документацию по единому процессу и иметь оперативный доступ к последним изменениям. 
Мы работаем в собственной системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), которая позволяет вести клиента от первичного обращения до момента передачи ключей. 
На производстве остро стоит вопрос контроля за исполнением бюджета, срока, объема работ и качества. Не менее важен строительный контроль, так как формирование предписаний по качеству и надзор за их устранением требует выдерживать компромисс: количество персонала / объем проконтролированных работ. Для сотрудников строительного контроля Группы ЦДС разработана система мониторинга строительства «МонСтр». 
Автоматизация работы управляющей компании позволяет постоянно быть на связи с жильцами, собирать статистику, своевременно планировать бюджеты и работу. А для жителей появляется удобный интерфейс для общения с УК.