НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 08:05

Спрос на объекты стрит-ритейла в Петербурге постепенно растет

20 июня 2023 в 09:49

На начало июня 2023 года средний уровень вакансий в основных торговых коридорах в центре Петербурга составил 7,4%. Как отмечают эксперты, это минимальный показатель за последние несколько лет (с момента начала ковид-пандемии).

Фото: NSP.RU

Активнее всего выбирают торговую «встройку», по данным компании Maris, на Большом проспекте Петроградской стороны и улице Восстания. В торговой зоне Невского проспекта средний уровень свободных площадей уменьшился до 8,6%.

В то же время появились некоторые новые варианты торговых площадей в зонах Литейного проспекта (+1,5 п.п. к концу 2022 года), ул. Рубинштейна (+1,4 п.п.) и на Большой Конюшенной ул. (+1,3 п.п.). При этом консультанты фиксируют довольно низкий уровень ротации действующих арендаторов (даже с учетом средних показателей, обычных для первой половины года).

По данным Nikoliers, всего с начала года в пяти центральных торговых коридорах открылось свыше полусотни торговых точек, из них – 23 заведения общепита (закрылось в общей сложности 43 объекта). Традиционно больше всего новых вывесок – на Рубинштейна. Магазины одежды и обуви преимущественно заходили на Большой проспект П.С. 

По оценкам экспертов из компании KNRU, количество предложений в аренду на Невском проспекте за год сократилось на 41%, а уровень арендных ставок снизился в среднем на 28,27%: в общей сложности там экспонируется около 40 объектов торговой недвижимости. Средняя стоимость аренды такой «встройки» – около 1,1 млн рублей в месяц, дороже всего – рядом с метро «Адмиралтейская». Самый же широкий выбор стрит-ритейла представлен вблизи метро «Маяковская».

В целом доля торговли в центральной части петербургского стрит-ритейла, как отмечают в Maris, несколько подросла – до 47% (+0,5 п.п. за год). Второе место традиционно занимают заведения общепита – 34% от общего количества арендаторов (+2,0 п.п.). В то же время в структуре открытий за первые пять месяцев 2023-го «едальни» были самими напористыми, их доля – 42,5%. Серьезно возросла активность и fashion-операторов: количество открытий в этом сегменте превысило закрытия в четыре раза. В сфере FMCG в основном открывались новые табачные лавки. Доля сферы услуг не превышает 11% (+0,3 п.п. за год); из центра города продолжают уходить банковские отделения.

Консалтинговый центр «Петербургская Недвижимость» зафиксировал рост арендных ставок в сегменте стрит-ритейла по «спальным» районам петербургской агломерации: так, в Мурино средние ставки аренды на торговые помещения варьируются от 2,4 тыс. до 2,9 тыс. руб./кв. м в месяц. Коммерция в новостройках на Васильевском острове арендуется не дороже 2,7 тыс. рублей; ставки в Московском и Приморском районах – не выше 3–3,3 тыс. рублей за «квадрат».

Активнее всего в новых жилых комплексах снимают помещения кафе и пекарни, на втором месте – продуктовые магазины. Из актуальных запросов – растет количество пунктов самовывоза. 

На рынке торговых комплексов инвестиционно-управляющая компания STEIT выделила шесть ключевых трендов 2023 года: 

  • Устойчивость малых форматов торговли: торговые центры рядом с домом сумели закрыть базовые потребности покупателей в совершении ежедневных покупок и проведении досуга. Уровень вакансии в таких объектах не превышает 1%. 
  • Снижение влияния сезонности на посещаемость: люди вынуждены меньше путешествовать, больше времени проводят дома и на работе. 
  • Ставка на яркие эмоции: для ТЦ необходимо более тщательно подбирать архитектурные и интерьерные решения, проводить грамотный tenant-mix, обеспечивать многофункциональность общественных зон. 
  • Социальная значимость: в ТЦ районного и окружного форматов увеличивается объем неторговых площадей в пользу развлекательной и обучающей функций. 
  • Преобладание российских брендов: отечественные fashion-ритейлеры увеличивают форматы и наращивают присутствие. 
  • Развитие IT-инфраструктуры ТЦ: активно внедряются автоматизированные системы управления объектов для учета анализа работы с арендаторами, посещаемости и эффективной логистики.