Оксана Моисеева: «Более 60% бизнеса внутри наших жилых районов работает по франшизе»
Отрасль франчайзинга постепенно завоевывает рынок Петербурга, ежегодно тысячи предпринимателей хотят купить бизнес по франшизе. По данным портала TopFranchise.ru, среди запросов лидируют: кофейни, пекарни, магазины, пункты выдачи заказов, отделения лабораторной диагностики и пр. Всем этим бизнесам нужны помещения, предложение которых пополняется в основном за счет новых жилых комплексов.
Однако пока не все девелоперы жилья видят перспективу франчайзингового направления. Тем не менее столичная ГК «А101» открыла даже «магазин франшиз».
Специальная праздничная номинация:
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД»
О том, зачем это нужно застройщику, рассказывает Оксана Моисеева, заместитель коммерческого директора по коммерческой недвижимости ГК «А101».
Моисеева Оксана
ГК «А101»
– Расскажите про
«магазин франшиз». Зачем вы его создали и чем он помогает девелоперскому
бизнесу?
– ГК «А101» первой на российском рынке применила модель
трехстороннего взаимодействия «франчайзер–девелопер–франчайзи». Для девелопера
важно создание качественной инфраструктуры внутри района, так как мы
проектируем и продаем жизнь, а не метры в бетоне. Какую нам дает возможность
предварительный акцепт франшизы? Это одобрение коммерческих активов в наших
жилых районах под конкретные функции и бренды. То есть фактически мы уже можем
анонсировать жителям, какой именно магазин или сервис откроется у них на первом
этаже.
Для инвестора, который приобретает коммерческую недвижимость, явный плюс
этой схемы в том, что четко обозначен потенциал арендатора (который уже
рассматривает это помещение). Причем могут рассматриваться несколько франшиз,
для которых помещение подходит по техническим характеристикам. Тем самым
ускоряется сделка у франчайзера по продаже франшизы; у девелопера – по
заполнению помещения; а житель уже получает комфортную среду. Win-win-эффект.
Именно для этого девелоперу нужны франшизы, потому что сегодня такие арендаторы
– ключевые. Более 60% бизнеса внутри наших жилых районов работает по франшизе.
– Речь о малом бизнесе
на первых этажах ваших домов?
– Да, хотя речь не только о нем. Мы всегда воспринимаем
франчайзинг как что-то маленькое. Но на самом деле, например, Х5 retail также
продает свои франшизы, и «Пятерочка» иногда работает в жилом районе по
франшизе. Хотя у Х5 retail в этом вопросе точечный подход и достаточно дорогая
франшиза.
Базовый пул арендаторов, которые работают по франчайзингу, это и есть тот самый
малый и средний бизнес.
– Какую задачу решает
сервис «магазин франшиз»?
– В нем можно посмотреть помещение с уже одобренной
франшизой. Если вы самостоятельно покупаете какую-либо франшизу, ее владелец
даст вам техническое задание, по которому вы достаточно долго (иногда до шести
месяцев) будете подбирать актив. Потом нужно будет его акцептовать, то есть
одобрить у владельца франшизы, и только затем выходить на сделку. За это время
вы можете потерять объект, который рассматривали. Магазин франшиз позволяет
приобрести франшизу с уже одобренным помещением. ГК «А101» сама подобрала и
проверила все параметры, и хоть сегодня можно подписать договор и открывать
бизнес в помещении. Это очень сильно сокращает цикл покупки франшизы и ускоряет
развитие инфраструктуры в районе.
– В магазине франшиз
есть помещения других девелоперов или только ваши?
– Только наши помещения. Вы заходите, видите 100 кв. м, и там
перечислено: данное помещение одобрено, например, барбершопом и пекарней. Вы
видите этот список и понимаете, какую франшизу можно сразу купить пакетным
решением, не тратя дополнительные ресурсы и время. Мы опробовали этот опыт в
Москве, и наш подход к управлению будет интегрирован в Петербурге.
– Вы как-то
ограничиваете функции франчайзеров, которые к вам приходят?
– Управлять функцией на законодательном уровне сегодня
невозможно, как и закрепить ее. Когда один собственник, собравший пул
самостоятельных арендаторов, продает его как готовый арендный бизнес, может
быть и ротация арендаторов.
По сути это трудоемкая работа, связанная скорее с культурой
предпринимательства.
Чтобы эта культура и новая среда создавались, необходимо
давать инструменты управления: это обучение предпринимателя на территории,
возможность выбора франшизы и продуктовая концепция, которую мы формируем еще
на стадии разработки мастер-плана. Тогда мы закладываем технические
характеристики для общепита, супермаркетов, физкультурно-оздоровительных
комплексов, медицинских и детских образовательных учреждений. А затем учитываем
их при разработке и проектировании наших домов. Остальные объекты четко не
привязаны к конкретным технологиям и подходят под большое количество сопутствующих
бизнесов. Также мы можем влиять на функционал помещений, привлекая на
территорию интересных нам арендаторов силами собственного отдела аренды.
– В какой период к вам
обращаются продавцы франшизы?
– Сегодня мы с ними работаем уже на этапе разработки
проектов, при формировании продуктовой концепции. Мы учитываем их компетенции в
профильном для них бизнесе. Например, поменялись СНиПы, и теперь детские
образовательные учреждения с лицензией и медицинские клиники не могут
открываться над паркингом. Обмен опытом, знаниями и компетенцией узкопрофильных
операторов, в том числе владельцев франшиз, помогает нам более качественно
делать продукт.
– Вы видите разницу
между московским и петербургским рынками недвижимости? Вдруг здесь по-другому
воспримут это предложение…
– Если честно, мы видим больше сходств, чем различий. Оба
города проходят через агломерационные процессы и активное развитие. Это хорошо
заметно по Новой Москве и Ленобласти. При этом развитие происходит по тем же
принципам комплексного освоения крупных территорий, в частности, формирования
локаций и соединения их транспортной сетью. Разве что скорость прохождения всех
этих процессов в петербургской агломерации несколько ниже.
– А если говорить
непосредственно о коммерческих помещениях. В чем основные отличия от столицы?
– Во-первых, в Петербурге спрос ориентирован на более
компактные площади, чем в Москве. Если средний лот в Северной столице
составляет порядка 50–70 кв. м, то в Москве – около 100 метров. Кроме того,
мы видим запрос на локальные франшизы. Это тот бизнес, который еще не пришел в
Москву, а развивается внутри региона. Петербург очень «крафтовый», самобытный,
у него есть свои интересные франшизы. Он, пожалуй, сильнее Москвы по общепиту,
кофейням, каким-то концептуальным форматам (новым для столицы). Более того,
сети из Петербурга выходят сегодня на рынок Москвы, потому что москвичи хотят
этого «крафта».
Реклама / ГК «А101» / www.a101.ru