Созидатели памятных мест: ЖК «Созидатели» на 12-й Красноармейской улице возведен с нуля
Жилой комплекс «Созидатели» на 12-й Красноармейской улице Группа RBI строила с нуля. Однако не пожалела сил и средств, чтобы воссоздать два фасадных исторических здания, снесенных прежним собственником участка. Таким образом девелопер сохранил память места, связав через архитектуру яркое прошлое района «Измайловских рот» с современностью.
Специальная праздничная номинация:
«АРХИТЕКТУРНЫЙ СИНТЕЗ ЭПОХ»
На месте нынешней новостройки на 12-й Красноармейской улице в начале XX века располагалась фабрика Федора Федоровича Тарасова – поставщика императорского двора.
Там можно было заказать мебель по индивидуальным проектам, дорогую обивку, лепнину, обои, стекло и фаянс, гардины, дверные ручки и прочие мелочи для самых респектабельных домов Петербурга. Сначала фабрика находилась на Большой Московской улице, но в 1913-м переехала на собственный участок владельца «в 12-й роте Измайловского проспекта». Кстати, Красноармейские улицы ранее именовались Ротами (Измайловского полка). Автор описания Петербурга Андрей Богданов писал в 1762 году, что полки «по-ротно улицы имеют вдоль и поперек, чего ради и оные в числе улиц положим каждого полка по 10 рот…». В действительности ротных улиц было 12, а 13-я была Заротная.
У Тарасова заказывали мебель для своих дворцов князья Л. М. Кочубей и Феликс Юсупов-младший; здесь делали обстановку для Ливадийского дворца и для императорской яхты «Штандарт»; мебель для кабинета управляющего торгового дома «Мертенс» на Невском пр. и для Министерства иностранных дел.
С началом Первой мировой войны фабрика стала выпускать гидропланы. После революции какое-то время здесь производили те же аппараты для гидроавиации, а с 1930 года вернулись к изготовлению мебели (мебельная фабрика имени С. П. Воскова, затем – «Ладога»). В 2012 году по заказу собственника – ОАО «Ладога» – были снесены все постройки на территории бывшей фабрики, включая два исторических здания.
В 2018-м Группа RBI купила этот участок под строительство жилого комплекса. Проект разработала архитектурная мастерская «Проектная культура». Чтобы гармонично вписать новостройку в исторический контекст, архитекторы использовали элементы стилей необарокко, неоклассицизма и северного модерна.
Комплекс состоит из семи отдельных корпусов, расположенных ярусами от 4 до 8 этажей. Такое членение позволило сохранить эстетику уличного фронта, дало возможность максимально наполнить внутренний двор солнечным светом. Кроме того, у жителей появилась возможность любоваться видами на Троицкий и Исаакиевский соборы.
Фасады двух лицевых корпусов (№ 2 и № 3) воссоздают классический облик исторических зданий, одно из которых восстановлено по чертежам начала XIX века. Остальные корпуса выполнены в современном стиле, их отличают геометричные формы, смягченные декоративными элементами с изысканными орнаментами. В отделке фасадов использован клинкерный кирпич разных цветов.
Один из корпусов полностью отведен под двухуровневую центральную входную группу с большой площадью остекления, 8-метровыми потолками и световым фонарем на кровле.
Интерьеры центральной входной группы украшены картинами художника Сергея Усика. Он вдохновлялся видами зданий в районе «Измайловских рот», где сегодня построены «Созидатели». Кстати, архивные чертежи и исторические фотографии 10 таких зданий для холлов и коридоров дома подобрали специалисты Дома культуры Льва Лурье.
Более того, к каждому из 10 объектов г-н Лурье сделал аудиозапись, прослушать которую можно, наведя смартфон на соответствующий QR-код. Аудиоролики посвящены примечательным фактам и личностям, связанным с этими домами. Например, с фабрикой Федора Тарасова, школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров на Лермонтовском пр., 54, где учились Лермонтов, Мусоргский и Семенов-Тян-Шанский.
Интересно, многие ли знают, что в угловом здании на Измайловском пр., 31 в XIX веке размещалась паровая мельница Якова Фейгина – одно из крупнейших технических сооружений России. Правда, потом она сгорела, а газеты писали, что предприятие поджег конкурент, тогдашний «хлебный король». Перед революцией площади в этом здании арендовали гостиница «Варшавская» и завод «электрических подъемных машин» знаменитой швейцарской фирмы «Шиндлер и Штейн». Кстати, лифты «Штейн» установлены в доме «Созидатели». Вот такая историческая нить связывает современный жилой комплекс с прошлым.
Во дворе одного из корпусов «Созидателей» создана «зеленая комната». Пространство для отдыха огорожено плотной живой изгородью из туй и более низких горных сосен. Получается динамичная разновысотная стена, напоминающая естественный природный ландшафт и вместе с тем образующая приватный уголок. Во дворе, помимо множества других растений, высажены и взрослые липы. Для их посадки на стилобате была использована особая технология структурной почвы.
«После утверждения фасадных решений совместно с архитектором мы начали выбирать кирпич для облицовки, который подошел бы нам по качеству и внешнему виду. В проекте «Созидатели» используются два основных вида кирпича, условно по цвету их можно разделить на желтый и коричневый. В поиске идеальной пары мы проанализировали множество вариантов. Иногда у производителя нам нравился коричневый кирпич, а желтый – нет, приходилось искать дальше. При этом мы не просто смотрели образцы, а просили выложить мини-кладку на объекте. Даже когда началась стройка, на участке еще стояли колонны из кирпичей, а мы продолжали выбирать. Подчеркну, что мы выбираем кирпичи не в кабинете, а на улице, непосредственно на месте размещения объекта. Ведущую роль в этом процессе играл, разумеется, архитектор проекта. Мы оценивали, как кирпич «играет» и в солнечную погоду, и в дождь, как он смотрится в окружении застройки. По дизайн-проекту интерьеров, фасадный кирпич также частично используется и в отделке МОПов, поэтому нам нужно было выбрать такие варианты, которые хорошо сочетались бы с другими отделочными материалами. Поэтому в процессе выбора активно участвовала и наш шеф-дизайнер, а мы искали идеальный вариант, который подойдет всем. В итоге остановили выбор на кирпиче уральского производства. У него европейский стиль, рваная фактура, не совсем прямые углы. Кстати, по желанию архитекторов коричневый кирпич был дополнен почти черным, так у нас появился и третий вид кирпича на фасадах «Созидателей». Казалось бы, это мелочь, но очень важная деталь для восприятия. Мы стремились создать дом, в котором абсолютно все соответствует принятой концепции и будет радовать будущих созидателей.»
«Красноармейские улицы Петербурга обладают уникальной атмосферой благодаря сочетанию памятников эпохи классицизма и разноцветью исторических стилей и реминисценций. Застройка участка под нынешним домом «Созидатели» началась на рубеже XIX и XX веков, когда здесь были возведены жилой дом Н. П. Ефимова (арх. А. В. Малов) и приют при церкви Рождества Христова (арх. В. Р. Курзанов). Эти здания были выполнены в стилистике французской эклектики с пышным декоративным убранством: сандриками, пилястрами, рустом и декоративной кирпичной кладкой. Здание приюта завершалось шатровой кровлей и служило вертикальной доминантой улицы.
После 1917 года функциональное назначение исторических зданий изменили, а их фасады были искажены многочисленными утилитарными перестройками. Поэтому в ходе реконструкции было решено воссоздать первоначальный архитектурный облик исторических построек: вернуть шатровое завершение и богатое внешнее декоративное убранство. Историческая преемственность продолжилась и при проектировании новых жилых корпусов. Они не превышают соседние исторические дома, а в оформлении фасадов использованы клинкерные пилястры и карнизы, орнаментальные панно и перемычки из декоративного металла.
Сочетание истории и современности взято за основу художественного решения главного вестибюля. Декор из клинкера здесь сочетается с высокими витражами, за счет чего уличная среда как бы «перетекает» в интерьер. Более высокие 8-этажные корпуса формируют «вторую линию» жилого комплекса и выполнены в том же эстетическом ключе, что и лицевые корпуса – с облицовкой кирпичом разных цветов.»