НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 12:01

Бизнес-сила в правде: как обеспечить искренность и открытость как внутри рабочего коллектива, так и в отношениях между контрагентами

26 сентября 2023 в 15:00

В условиях турбулентности каждому из нас хочется иметь твердую опору. Одной из них может стать «искренность» и «открытость» как внутри коллектива, так и в отношениях между контрагентами. Выгодно ли бизнесу стремиться к максимальной прозрачности в нынешних условиях – или, наоборот, вредно? Какие конкретно шаги к ней ведут? И связаны ли между собой открытость для внешнего мира и искренность по отношению к собственным сотрудникам? На эти и другие вопросы искали ответы участники первой встречи Медиаклуба RBI «Новая искренность и прозрачность бизнеса: реальность, инструменты, доказательства».

Фото: Группа RBI

Дискуссия прошла в библиотеке RBI в пространстве «Левашовского хлебозавода», в ней участвовали представители разных сфер: девелопмента и недвижимости, промышленности, банковской сферы и телекоммуникаций. 

Участники дискуссии: 

  • Модератор беседы – Наталия Белякова, руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ 
  • Андрей Горбунов, заместитель управляющего отделением Сбербанка по Санкт-Петербургу 
  • Ирина Снегова, операционный директор «Агроимпэкс» 
  • Евгений Коробов, генеральный директор агентства недвижимости «Мёд» 
  • Павел Филиппов, вице-президент Группы RBI по корпоративному развитию 
  • Александр Семенов, генеральный директор группы компаний «Корус Консалтинг» 
  • Алексей Апанасенко, заместитель директора департамента среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ 
  • Михаил Лиуконен, директор офиса TrendAgent Обводный  
  • Денис Леушин, генеральный директор агентства недвижимости PLEADA 

Взаимный запрос 

Павел Филиппов, вице-президент Группы RBI по корпоративному развитию, уверен, что стремление к искренности изначально не связано со спецификой текущего момента. Честность компании к внешним клиентам и своим сотрудникам всегда «добавляет энергии», способствует вовлеченности людей. Если же сотрудники чувствуют, что лозунги расходятся с делами – они, наоборот, «теряют энергию». Но, бесспорно, нынешняя турбулентность создала запрос на искренность как со стороны бизнеса, так и со стороны людей. Бизнес уязвим, ему нужна опора на человека, а сотрудники ищут ее в честности работодателя и чутко на нее реагируют. 
«Все начинается с личной искренности. В узком кругу топ-менеджмента RBI обсуждение «длинной повестки» мы нередко начинаем с того, что выкладываем карты на стол:  рассказываем, как видим свой жизненный сценарий на следующие 5–10 лет. Это уязвимая, но важная позиция, ведь от нее многое зависит.  Практикуясь на топ-уровне, искренность «прорастает» дальше: компания транслирует ее на сотрудников, на клиентов, – говорит Павел Филиппов. – К примеру, мы организуем визиты на стройки, в нашем новом офисе на Левашовском хлебозаводе регулярно проходят экскурсии, недавно сделали общедоступным наш внутрикорпоративный электронный журнал и пр. Что-то из этого стоит денег, что-то несет риски, но мы ощущаем запрос и не можем не реагировать на него. И черпаем в этом источник внутренней дисциплины и искреннего отношения к людям и к делу. Мечтаю, что однажды «стены», отделяющие организацию от мира, станут максимально прозрачными, и мы сможем думать про наше общее так, как будто бы нас слышно».

Искренность как действие 

Александр Семенов, гендиректор ГК «Корус Консалтинг», согласен, что искренность для бизнеса сегодня выступает как новая точка опоры. Но она должна выражаться именно в действиях, а не в заявлениях. 
«Если у тебя хороший продукт – в этом твоя искренность, а иначе зачем о ней говорить?» 
Так и внутри компании: люди ждут, что достигнутые договоренности воплотятся в делах. 
Чем крупнее компания, тем сложнее говорить об искренности в ней. Очень многое зависит от лидера. По словам г-на Семенова, на рынке ИТ очень типична ситуация, когда сразу после ухода лидера компания покидает рынок вслед с ним. Но Microsoft, благодаря сильному бренду и продукту, безболезненно пережила смену уже нескольких руководителей за последние 30 лет. Поэтому основной вызов для ИТ-бизнеса – сделать так, чтобы новые лидеры рождались внутри компании. 
«Нужно дать возможность лидеру сформулировать свои ценности и показать их реализацию на деле. И тогда он, подобно магниту, начинает привлекать людей».

Андрей Горбунов, заместитель управляющего головного отделения Сбербанка по Петербургу, считает, что готовность бизнеса быть открытым связана со сложившейся репутацией и силой бренда. То есть быть транспарентным проще, имея твердую основу – сильный бренд, который защищает компанию от рисков.
Искренность во внутрикорпоративной культуре, по его словам, особенно важна для масштабных игроков, она придает им необходимую гибкость. 
«Когда в организации много тысяч людей, без внутренней культуры сложно добиться той трансформации, которая сегодня происходит в банковской среде. «Искренность», «открытость», «правда» или «честность» – исходный код нашей корпоративной культуры».

Алексей Апанасенко, заместитель директора департамента среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ, не согласен с тем, что открытость – прерогатива крупных игроков и сильных брендов. Нельзя ставить знак равенства между именем и честностью. Потребитель скорее будет готов пойти в ту компанию, подход которой ему кажется более честным и искренним сейчас, а не смотреть только на известность и историю бренда, который «был здесь всегда». 
«Банковская честность заложена в законодательстве, наша сфера жестко регулируется, по-другому в ней быть не может. Любая процедура прописана, любой банк может показать отчетность». 

Фото: Группа RBI
Фото: Группа RBI

Люди «открываются» 

Ирина Снегова, операционный директор «Агроимпэкс», предупреждает, что надо быть готовым к разной реакции, когда собираешься искренне говорить с людьми о своих ценностях. 
«У кого-то это вызовет симпатию, а кто-то, наоборот, скажет: это что-то «стадное». Легко быть искренним, когда говоришь о самом главном. Например, у нас есть клуб садоводов – прекрасная объединяющая история, люди общаются максимально открыто. Но когда нужно договариваться по сложным вопросам, это оказывается очень тяжело. Особенно если речь о конфликтах или спорных ситуациях. Людям надо помогать быть искренними там, где им сложно». 

Михаил Лиуконен, директор офиса TrendAgent Обводный, отмечает важность искренности для бизнеса, который работает «на стыке» разных интересов: застройщиков, банков, страховщиков, покупателей. Главное, по его словам, о чем нужно помнить: искренность всегда персонализирована и исходит от конкретного человека. 
«Искренность – это диалог двух людей. У нас множество партнеров, но за каждым закреплен конкретный человек. Мы верим, что можно «создать лицо» представителя компании, который донесет ее позицию и договорится. Наше понимание искренности – в человеческом общении, персональном подходе, в обретении бизнесом лица».

Денис Леушин, гендиректор агентства недвижимости PLEADA, считает, что тренд на искренность появился после того, как многие люди «обожглись» на недобросовестной конкуренции. Чтобы быть все время «искренним», бизнесу нужно меняться, и здесь важна роль лидера. «Мы раньше были суперзакрытыми, не показывали работу клиентам, просто делали ее качественно. Но мои личные изменения повлияли на компанию, а вслед за мной изменилась и компания. Вся команда участвовала в создании постулатов, по которым мы сегодня работаем. И любое действие в компании должно быть «пропущено» через эти постулаты», – считает Денис Леушин.

Выгода вдолгую 

Евгений Коробов, гендиректор агентства недвижимости «Мёд», объясняет тренд на искренность «внутри» и «вовне» тем, что такой подход приносит пользу на долгой дистанции, потому что приводит новых клиентов, обеспечивает их рекомендации. Отсутствие искренности внутри компании несет риски. Если внутри что-то недоговаривается, люди начинают додумывать. Часто лучше рассказать «все как есть», тогда в коллективе будет доверие. Особенно в текущей ситуации турбулентности на рынках. 
«Если есть вызовы и ты искренне о них говоришь всем, это может сплотить».

Модератор дискуссии Наталия Белякова – руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ – резюмировала: искренность бизнеса сегодня есть и привилегия, и инструмент конкурентной борьбы. 
«Чтобы пускать на кухню бизнес-процессов партнеров, нужно быть уверенными в устойчивости выстроенной системы: можно скопировать, невозможно повторить. Так же с правом на ошибку: они есть у всех, а делятся неудачами те, кто их уверенно преодолел». 
Она акцентировала внимание на одном из главных открытий первого Медиаклуба RBI. «Мы выяснили, что сегодня те, кто делает сверх положенного законодательством минимума в части открытости, реагируют на запрос не только внешней, но и внутренней среды. Новые бенефициары открытости – сотрудники, которых компаниям важно удержать. 
С прозрачной компанией экологично и надежно сотрудничать, проще для нее зарабатывать. Становясь измерением HR-бренда, прозрачность не только дисциплинирует бизнес, но и снижает репутационные риски в долгосрочной перспективе», – делает вывод Наталия Белякова.

Фото: Группа RBI
Фото: Группа RBI