НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 13:13

Мнения экспертов: какой из инфраструктурных проектов первоочередной и более важный для развития агломерации?

12 февраля в 11:34

На самом высоком уровне идет активное обсуждение двух транспортных мегапроектов региона: ВСД (он же – Широтная магистраль скоростного движения, или Восточная хорда) и КАД-2.

Какой из проектов, на ваш взгляд, первоочередной и более важный для развития агломерации? Или властям стоило бы прежде всего сосредоточиться не на грандиозных стройках, а на решении многочисленных транспортных проблем на уровне конкретных районов и территорий? (По возможности приведите примеры таких «узких мест», требующих расшивки.)
Как наличие крупной магистрали в непосредственной близости от жилого комплекса (или массива) влияет на привлекательность и ликвидность новостроек? Ведь кроме очевидных плюсов, связанных с транспортной доступностью, есть и минусы: дополнительный шум, поток транзитного транспорта, загрязнение воздуха…

Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»: 
– Для меня, конечно, в приоритете Восточный скоростной диаметр. У нас пока неплохо работает КАД, отчасти избавляя город от транзитного транспорта и связывая удаленные районы. Но трассы, которая пересекала бы город поперек, нет. А она крайне необходима. На мой взгляд как водителя, возможность проехать через город без существенных потерь времени – первоочередная потребность мегаполиса. Часть потока, который сегодня идет на КАД, тоже будет переключаться на ВСД, когда его построят. Необходимость в прокладке КАД-2 сегодня не настолько очевидна. Это маршрут по большому кругу. Вероятно, им будут пользоваться в основном водители фур.  
Для жилых комплексов близость серьезной магистрали – это большой плюс. Транспортная доступность, по крайней мере, сегодня, для покупателей намного важнее экологии. На негативные факторы, связанные с таким соседством, тоже обращают внимание. Но они не приоритетны. Жизнь в городе – в любом случае компромисс. Близость к инфраструктуре, к точкам притяжения важнее, чем экологическая составляющая. 

Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС: 
– Реализация проекта широтной магистрали (ВСД) практически уже началась. Чтобы определять, какой из проектов важнее для агломерации, нужно быть специалистом, считать потоки и т. д. Как горожанин я считаю, что ВСД более важен, это часть городского транспортного каркаса. Строительство ВСД упростит жизнь в городе, поможет перераспределить транспортные потоки. КАД-2 – это скорее разговор про агломерацию, в широком смысле слова: пустить в объезд транзитный трафик, сформировать за городской чертой новые логопарки и складские комплексы. 
Влияние соседства с магистралью на ЖК зависит от того, насколько близко он построен. Если трасса прямо под окнами – это, конечно, минус. Вместе с тем известен и используется комплекс мер, которые позволяют этот негатив минимизировать: шумозащитные экраны, зеленые полосы. Пока в городе освоение новых территорий все же связано именно с автомобильным транспортом. В близости ЖК к трассе, особенно при наличии нормальных съездов, больше плюсов, чем минусов.  

Дмитрий Видяев, PR-менеджер ГК Novoselie Development: 
– Оба проекта играют ключевую роль в развитии агломерации: ВСД – в среднесрочной перспективе, КАД-2 приобретает значение на десятилетнем горизонте. Важно, чтобы реализация этих инициатив не мешала решению текущих транспортных проблем. Например, для поселка Новоселье критично строительство дополнительного съезда с КАД на Волхонское шоссе. Параллельно, необходимо активно развивать сеть общественного транспорта, включая не только метро, но и скоростные трамваи. 
Для ЖК в сегменте массового спроса преимуществом считается близость к крупным магистралям, обеспечивающая отличную транспортную доступность.  
Экологическая составляющая важна для жилья премиум- и бизнес-классов.  

Наталия Коротаевская, коммерческий директор Группы Аквилон в СПб и ЛО: 
– Сегодня клиенты выбирают жилье исходя из многих параметров, которые включают транспортную доступность и безопасность. Безусловно, жизнь у дороги имеет свои плюсы и минусы.  
Магистрали улучшают транспортное сообщение, стимулируют развитие инфраструктуры и способствуют развитию коммерции. Шум и загрязнение воздуха влияют на стоимость жилья. Такие квартиры будут примерно на 5% дешевле аналога в тихом месте.  
Для борьбы с шумом и выбросами Группа Аквилон разработала технологию SOUNDSTOP, которая включает дополнительную звукоизоляцию перегородок и перекрытий, шумозащитные окна, а также специальные вентиляционные клапаны с фильтрами для очистки воздуха. Кроме того, мы серьезно подходим к вопросу озеленения.  
На примере нашего ЖК «Аквилон Stories» в Кудрово практика показала, что клиентов не смущает наличие магистрали, если комплекс построен на достаточном удалении и в нем применяются экологичные технологии. Для нас важна транспортная доступность жилых комплексов, но расположение не должно вызывать дискомфорт и риски для наших жильцов. 

Кирилл Кудинов, основатель инвестиционно-строительной компании Inreit: 
– Городская администрация вынашивает идею строительства КАД-2 не первое десятилетие. По мере развития проекта ВСД планы создания второй кольцевой постепенно сворачиваются. На то есть ряд объективных причин. Для финансирования магистрали в черте города найдутся частные инвесторы. А новое кольцо предполагают строить только на государственные средства. Процесс наверняка затянется на неопределенный срок. Тем более что КАД-2, по предварительным оценкам, обойдется намного дороже, чем ВСД. 
На мой взгляд, сегодня город больше нуждается в Восточной хорде для развития агломерации и транспортной разгрузки прилегающих густонаселенных районов. Многострадальные Кудрово и Мурино насыщены автотранспортом. Текущая дорожная инфраструктура едва справляется с такими потоками. Дополнительная транспортная артерия пойдет на пользу жителям. В особенности после фактического отказа властей от планов строительства в Кудрово станции метро. 
Вдоль будущей ВСД много действующих и строящихся ЖК. Далеко не все выиграют от появления новой магистрали. Половина трассы пройдет в Московском и Фрунзенском районах города, где ощутимых проблем с транспортной доступностью не наблюдается. Дополнительный шум и загазованность явно не обрадуют местных жителей. 
В более выигрышном положении окажутся ЖК в Красногвардейском и Невском районах, особенно ближе к Заневскому поселению. Появление автострады в этом недостаточно развитом с точки зрения транспортной инфраструктуры секторе более чем оправдано и наверняка повысит интерес к местной недвижимости. 

Данил Орлов, руководитель ГК «Зерно»: 
– Петербург прирастает новыми территориями, и для их обслуживания развитие транспортной инфраструктуры – задача первоочередная. И КАД-2, и ВСД служат одной цели. Если говорить об очередности, на мой взгляд, ВСД стоит запустить в первую очередь. Первый этап, насколько я знаю, завершится уже к 2025 году. Запуск Восточного диаметра упростит логистику между северными и южными районами, разгрузит центр, а жители быстрорастущих восточных районов не будут испытывать проблем с транспортной доступностью. Подключение к федеральной трассе Р-21 «Кола» и новый мост через Неву тоже станут большим подарком для города. Транспортные проблемы на уровне конкретных районов надо решать глобально. Что касается наличия магистралей в непосредственной близости к жилым зданиям, можно спросить у жителей Васильевского острова, как им лучше – с ЗСД или без него. Ответ, мне кажется, очевиден.  

Ольга Мандрикова, руководитель направления ленд-девелопмента Maslov Group Development: 
– Развитие петербургской агломерации сдерживает недостаток транзитно-объездных транспортных артерий. С этой точки зрения важны и нужны обе дороги – и ВСД, и КАД-2. Строительство восточной хорды – это полумера. Трасса ВСД проходит в широтном направлении по промышленным зонам города, от ЗСД на Броневой в направлении Кудрово и далее – на «Колу», то есть она плотно прижата к городу. 
КАД-2 гораздо шире. Проект охватывает по широкому радиусу южные, восточные и северные районы Ленобласти, где идет интенсивное строительство коттеджных поселков, объектов туризма и отдыха, складских и производственных площадок. Важно обеспечить качественный участок магистрали на северном полукольце, между Выборгским шоссе и «Сортавалой». Не менее важно замкнуть южное полукольцо, пронизывающее Волосовский, Гатчинский, Тосненский, Кировский районы и уходящее на север, параллельно западному берегу Ладоги. Эти районы будут активно осваиваться в ближайшее десятилетие. 
Вопросы вызывает предполагаемый бюджет трассы. Названа астрономическая сумма в 379 млрд рублей. При этом только часть КАД-2 строится заново, остальное – это капремонт существующих автодорог, а треть магистрали – и вовсе действующие дороги.  

Вячеслав Желтов, руководитель проекта «Сова Девелопмент»: 
– Мы занимаемся загородными проектами и коттеджными поселками, поэтому для нас актуальнее КАД-2. Реализация этого проекта даст развитие прилегающих территорий, в зонах у трассы будет создаваться дополнительная инфраструктура, появятся новые рабочие места. Это приведет к улучшению транспортной доступности, увеличит рыночную привлекательность участков и стоимость земли. В этом смысле для нас особенно важен проект КАД-2: большая часть наших объектов находится в Ломоносовском районе, недалеко от будущей магистрали. Вместе с тем наши поселки расположены не вплотную к трассе, так что негативные последствия нас не затронут. 
Широтная магистраль городу тоже необходима. Так сложилось, что загородные дома на южном направлении в основном приобретают люди, живущие и/или работающие в южных и юго-западных районах Петербурга. Те, кто живет в центре или в восточной части города, не говоря уже о севере (Гражданка), как правило, не входят в состав нашей целевой аудитории. Трасса, связывающая части города, расширит круг покупателей. 
 
Юрий Александров, исполнительный директор компании «КРТ Девелопмент»: 
– Как петербуржец и специалист, занимающийся (в том числе) оценкой девелоперских проектов, я двойственно отношусь к магистралям, перерезающим город. Перспективная магистраль в Удельном парке, безусловно, не радует, но Поклонногорская развязка была просто необходима. Дороги хороши, когда они у тебя по пути, а не под окнами. С другой стороны, любой крупный транспортный проект открывает путь к освоению территорий, в том числе депрессивных. К сожалению, решения, закладываемые в новых проектах, не отличаются «человекоориентированностью», не учитывают мнения жителей, часто слабо проработаны технически. 
Земельные вопросы, будь то изъятие для нужд строительства магистрали или, наоборот, рост стоимости актива в связи с пробивкой дороги, всегда очень «личные», больные. 
Город должен развиваться, становиться более комфортным, доступным, экологичным, и это вопрос комплексный. Баланс интересов государства, бизнеса, жителей сложно соблюсти без открытого диалога, прозрачности решений и эффективных механизмов разрешения противоречий. Но для этого нужна воля властей, инициатива жителей и договороспособность бизнеса. Вот такое большое «НО»… 

Евгений Бондарчук, основатель и научный руководитель ООО «Центр урбанистики и градостроительства СПбГУ»: 
– На мой взгляд, более актуально строительство Широтной магистрали (ВСД). Сейчас петербургская агломерация носит ярко выраженный моноцентрический характер, с большим объемом маятниковой миграции «центр – периферия». Это приводит к постоянному образованию пробок на въездах/выездах из центра и «спальных» районов. Хорда сможет отвести от центра города часть транзитных потоков, улучшит связность территорий «серого пояса» – зоны депрессивной нежилой застройки между центром и «спальными» окраинами. Повысится инвестиционная привлекательность этих зон, что позволит реализовать их огромный градостроительный потенциал. Это, в свою очередь, позволит перераспределить места проживания и приложения труда, сбалансировать маятниковую миграцию и снизить нагрузку на улично-дорожную сеть. 
Но ВСД – хоть и полезное, но половинчатое решение. Более эффективным был бы проект полноценного внутреннего кольца – аналога Третьего транспортного кольца в Москве. Для этого нужно дополнить существующий проект «Северным полукольцом», которое могло бы пройти в полосе отвода внутренней кольцевой линии от Ладожского вокзала через станции Пискаревка, Кушелевка, Ланская, Новая Деревня с выходом на ЗСД в районе Яхтенной. 

Сергей Тарасов, директор по продажам «Проект 6|3»: 
– Для развития агломерации важны оба проекта. ВСД может быть приоритетным для развития новых жилых и коммерческих зон, для облегчения доступа к центру города. КАД-2 важен для разгрузки городского трафика и улучшения связи с пригородами. Проекты дополняют друг друга, способствуя сбалансированному развитию агломерации. 
При этом нельзя забывать о местных транспортных проблемах, таких как переполненные улицы и перекрестки, неэффективные маршруты общественного транспорта и отсутствие безопасных пешеходных переходов. Расшивка этих «узких мест» может значительно улучшить качество жизни горожан и должна идти параллельно с реализацией крупных инфраструктурных проектов. 
Близость к магистралям, безусловно, увеличивает привлекательность жилых комплексов. Это может стать решающим фактором для покупателей, которые ищут жилье с быстрым доступом к основным дорожным артериям. В то же время важно внедрять меры по снижению негативного воздействия, использовать в строительстве качественные звукоизоляционные материалы, предусматривать и создавать зеленые зоны, которые станут буфером между магистралью и ЖК.