Музыка в камне: во время реставрации консерватории обнаружили уникальные стенные росписи XIX века
Почти десять лет Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова находится на реставрации, скрытая от взглядов строительными лесами.
Консерватория закрылась на реконструкцию в 2014 году, изначально работы планировалось завершить в 2017-м, но сроки несколько раз переносились. В сентябре 2021 года в проект пришел новый подрядчик. Через несколько месяцев был завершен один из важных этапов реставрации: на фасады вернули около двух тысяч отреставрированных элементов декора из гипса и терракоты.
Казалось, самое сложное позади. Но в конце 2023 года в консерватории произошел пожар. К счастью, значительных повреждений зданию он не нанес. На сегодня фасады здания полностью отреставрированы, основные работы ведутся внутри: в Малом зале имени Глазунова, Большом зале имени Рубинштейна, на парадной лестнице и в придомовой церкви.
В последней реставраторов ждала неожиданность. В ходе реставрации в исторических помещениях домовой церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была обнаружена оригинальная роспись, созданная известным историческим живописцем Андреем Рябушкиным (1861–1904). Почти 100 лет она была скрыта слоями краски: после революции храм переоборудовали под учебные консерваторские классы.
Роспись домовой церкви воссоздавали точно по историческому оригиналу. Одной из тех, которому доверили эту важную задачу, стала выдающаяся художница Людмила Сосина.
По оценке экспертов, некоторые участки живописи в домовой церкви сохранились достаточно хорошо, что позволило оставить их в подлинном виде. Найденные в архивах консерватории снимки интерьера начала ХХ века помогли мастерам достичь полной визуальной идентичности.
После окончания реставрации придомовой церкви и росписей здесь будут проходить занятия по церковному пению. А основной зал Рубинштейна, названный в честь первого руководителя консерватории, для улучшения акустики обретет форму подковы. Зал Рубинштейна – сердце консерватории, и именно здесь будет дан первый праздничный концерт по случаю окончания масштабной реставрации.
В 2024 году подрядная организация обещает полностью завершить реставрационные работы и вернуть Театральной площади один из самых значительных архитектурных памятников в первоначальном историческом виде.
Людмила Сосина – известный и заслуженный мастер монументальной и станковой живописи, скульптуры и мозаики.
В качестве художника на памятниках настенной живописи она работает с 2011 года. Принимала участие в художественных работах по восстановлению исторического облика более 40 объектов исторического наследия, участвовала в возвращении к жизни росписей Грановитой палаты Московского Кремля, вместе с другими специалистами выполнила комплекс работ по росписи Царских сеней в технике масляной живописи «Ветхозаветная Троица».
Людмила Сосина также участвовала в создании стенописей храмов Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Там ею были выполнены сложнейшие работы в Успенском соборе (росписи южной стены артели Плеханова, построенной в 1684 году). Она выполнила такие значимые работы, как «Изгнание торгующих из храма», «Притча о десяти девах», «Молитва Богородицы на Гробе Господнем», «Богородица повелела принести кадильницу и позвать к Ней апостола Иоанна Богослова».
По словам коллег, Людмила Сосина входит в особую касту художников, избравших своим путем художественную деятельность, связанную с историей, религией и культурой страны.
NSP ДОСЬЕ
Петербургская консерватория основана в 1862 году Русским музыкальным обществом по инициативе выдающегося русского пианиста и композитора А. Г. Рубинштейна. Она стала первым в России высшим учебным учреждением профессионального музыкального образования. История консерватории неразрывно связана с именами ее первого выпускника П. И. Чайковского и ее профессора Н. А. Римского-Корсакова, ставшего основоположником петербургской композиторской школы.