Урбанисты предлагают переориентировать Невский проспект на пешеходов
Петербургские урбанисты представили новый опрос горожан, большинство из которых признали Невский проспект небезопасным местом для пешеходов, а благоустройство главной магистрали города им скорее не нравится.
Работу выполнила команда петербургских архитекторов, проектировщиков и транспортников, результаты опубликованы в ТГ-канале «Вороньи мысли» урбаниста Даниила Воронина.
Как показал социологический опрос, горожане жалуются на шум, неудобство тротуаров и недостаток места на них, переизбыток промоутеров и нехватку мест отдыха. Кроме того, Невский проспект – зона резонансных ДТП. В итоге большинство участников исследования сообщили, что не воспринимают главную магистраль города, как место для прогулок, а используют Невский как транзитную улицу.
Чтобы сделать Невский проспект удобным, авторы исследования предложили ряд мер. Во-первых, изменить расположение остановок общественного транспорта, чтобы упростить пересадку. Сейчас пассажирам иногда при пересадке нужно переходить улицу и идти несколько десятков метров для того, чтобы сесть на другой транспорт. Расстояние между остановкой автобусов и троллейбусов в одном направлении может достигать 70 метров (остановка «Исполкомская улица»).
Во-вторых, перераспределить имеющееся пространство в пользу пешеходов, пользователей СИМ, общественного транспорта. Сейчас наибольшая часть площади Невского проспекта отдана личному автотранспорту: = 24,4 тыс. кв. м занимают тротуары, 21 тыс.кв.м – выделенные полосы общественного транспорта, 81,16 тыс. кв. м – полосы для личного автомобильного транспорта.
Как вариант, в ходе реконструкции предлагаются выделенные полосы для общественного транспорта. Сейчас они прерываются на некоторых участках магистрали, кроме того, де-факто выделенные полосы нередко используются для парковки личных авто. Дополнительно предлагается добавить полосы для СИМ (электросамокатов, велосипедов и прочих), зону для озеленения. Одна из возможных опций – это возвращение трамвайной линии на Невский проспект (она была тут до 1950-х годов, это видно на старых фотографиях).
Напомним, пирамида приоритетов при проектировании дорог закреплена в своде правил градостроительного проектирования, регулирующих улицы и дороги. На первом месте – пешеходы, затем – общественный транспорт, потом велосипедисты и только потом – автомобили (пункт 4.5а).
Для улучшения комфорта центральной магистрали предлагается озеленение, которое должно уменьшить шум, нагрев поверхностей в жаркие дни и в целом сделать проспект более приятным для прогулок.
Отметим, вопрос об озеленении улиц Центрального района регулярно поднимают активисты, и нередко это сталкивается с ограничением из-за обилия коммуникаций. В качестве альтернативы чиновники начали использовать растения (включая деревья) в кадках.
Дополнительно в проекте представлен подробный анализ проблем светового загрязнения магистрали – тут как избыток разных способов световой рекламы и «мигающих» вывесок, так и разнообразие применяемых цветов. Выходом может стать регламентирование освещения на магистрали и соблюдение уже имеющихся в правилах благоустройства норм.
Мнение экспертов
Если сделать Невский проспект более комфортным для пешеходов, как это повлияет на привлекательность объектов недвижимости?
Нелли Алейникова, директор департамента корпоративных услуг и продаж компании Maris:
– Некоторые компании, которые открывают свои офисы в нашем городе, стремятся заполучить адрес на визитной карточке именно на Невском проспекте. Это всегда престижно, но не всегда удобно. Много вопросов вызывает транспортная логистика, платная парковка и высокий уровень арендных ставок. Предложение здесь по аренде коммерческих помещений, как офисных, так и торговых – очень ограничено. Поэтому реконструкция улицы "в пользу" пешеходов только добавит привлекательности, ведь главный проспект города, вне зависимости от этого, будет пользоваться повышенным спросом.
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Петербурге:
– В настоящее время на Невском проспекте свободно лишь 5,3% площадей в формате стрит-ритейла, что является одним из самых низких показателей за последние восемь лет. Вакантность на основной части Невского проспекта (от Адмиралтейства до площади Восстания) еще ниже и составляет рекордные 2,1% за всю его современную историю. Эта растущая популярность Невского проспекта среди арендаторов привела к увеличению арендных ставок: в среднем за полгода рост составил 10%.
Пешеходная инфраструктура играет ключевую роль в повышении привлекательности коммерческих помещений. Удобные и безопасные условия для пешеходов и пользователей СИМ способствуют увеличению потока посетителей, что, в свою очередь, повышает интерес арендаторов к объектам недвижимости. На Невском проспекте этот фактор особенно важен, так как комфортная пешеходная среда способствует росту посещаемости и экономической активности в этом районе.