Промышленная архитектура Петербурга: сохранение наследия в условиях изменений
Санкт-Петербург – это не только блеск дворцов и изящество классических ансамблей, но и уникальная промышленная архитектура, которая формирует особый облик города. Именно этой теме посвящены книги Маргариты Штиглиц, доктора архитектуры, профессора СПГХПА им. А. Л. Штиглица.
Архитектурное наследие, оставленное нам прошлыми поколениями, обширно и многопланово. Каменную летопись Петербурга формируют не только дворцы и особняки, жилые дома и общественные здания. Важное направление исторического развития города отражено внушительным числом разнообразных промышленных построек. Этот Петербург составляет антитезу парадному имперскому городу, опоясывая импозантный центр массивными краснокирпичными корпусами с гигантскими трубами и водонапорными башнями. Полные суровой экспрессии промышленные сооружения доминируют в панорамах речных берегов, являясь неотъемлемой частью архитектурного пейзажа, в основном – за пределами исторического ядра. Но эти два города – два Петербурга – при всей их противоположности неразрывно связаны и друг друга дополняют.
Необходимо сохранить в меняющихся экономических, социальных и технологических условиях ценную часть культурного наследия городской среды Петербурга и не допустить невосполнимых потерь, подобных тем, какие мы уже понесли в прошлом.
- Научное издание «НЕПАРАДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: наследие промышленной архитектуры» (М.: Прогресс–Традиция, 2021. – 368 с.: ил., автор – М. С. Штиглиц, оформление обложки - И. В. Орлова. ISBN 978-589826-596-0) / 16+.
- Монография «Промышленная архитектура Петербурга» (М. С. Штиглиц, текст 1995; 2023, оформление: ООО "Издательский дом "Коло", 2023. –23 с: ил. ISBN 978-5-4462-0014-6), презентация состоялась в декабре 2024 года / 16+.
Производственные сооружения и комплексы возводились ведущими столичными зодчими. В петербургской промышленности интенсивно осваивались самые передовые технологии. С началом ХХ века в этой сфере строительства нарастали новаторские тенденции. Период советской индустриализации во многом содействовал становлению и развитию архитектуры авангарда.
Вместе с тем еще до недавних пор промышленное зодчество оставалось в тени парадного Петербурга. Архитектура старых предприятий долго не получала общественного признания. В сравнении с высокими стилями прошлого она как бы скрывала свою особую красоту и привлекательность, зачастую спрятанную за глухими заборами.
В последние десятилетия пробудился заметный интерес к индустриальному наследию. Усилиями ряда специалистов оно было выведено из теневой зоны. Ведется целенаправленное изучение промышленной архитектуры Петербурга. Многие ее образцы включены в реестр объектов культурного наследия, состоящего под государственной охраной.
В последние десятилетия Петербург вступил в эпоху крупных преобразований городских ландшафтов, расположенных в пределах объединенной зоны и зоны регулирования застройки. Процесс этот характерен и для других промышленно развитых центров.
Отличительные характеристики промышленных зон Петербурга, подлежащих градостроительному преобразованию: расположение на исторически сложившихся территориях – преимущественно вокруг центральной части города, вдоль водных артерий; хорошая инженерно-транспортная подготовленность территории и в то же время высокая степень износа инженерных сетей, высокая стоимость земли.
В статье используются страницы с иллюстрациями из книги «НЕПАРАДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: Наследие промышленной архитектуры». М. С. Штиглиц. Издательство «Прогресс-Традиция»
На фото:
Невская бумагопрядильная и ниточная мануфактура. Ниточная фабрика. (Разворот книги)
Все сохранившиеся в городе памятники промышленной архитектуры можно разделить на группы объектов не только в соответствии с историко-культурным статусом, но и в зависимости от характера эксплуатации: сохраняющие производственный профиль, постройки, в которых меняющиеся условия технологического процесса повлекли некоторые изменения исторического облика; памятники, частично или полностью неиспользуемые.
Следует признать, что пробуждение интереса к промышленной архитектуре прошлого вместе с осознанием ее материальной ценности подвигло в последние годы ряд предпринимателей к бережной реконструкции и разумному перепрофилированию группы объектов. Сохранение при этом идентичности и композиционной роли памятников промышленной архитектуры – необходимое условие формирования концепции перепрофилирования.
Среди удачных примеров подобной «конверсии» – музей «Мир воды» в водонапорной башне Главной водопроводной станции, культурный парк на острове «Новая Голландия», арт-центр «Ткачи» в стенах Новой бумагопрядильной мануфактуры, «Планетарий № 1» в бывшем газгольдере, креативное пространство «Севкабель порт», деловые центры «Эриксон» и «Обводный двор", Левашовский хлебозавод, жилой комплекс «Джеймс Бек» и другие.
На фото:
завод "Красный гвоздильщик" – водонапорная башня и трикотажная фабрика "Красное знамя" – Силовая станция. (Разворот книги)
В то же время по многим промышленным территориям прокатилась волна сносов и грубых реконструкций. Список утраченных памятников: такие объекты, как комплекс построек заводов «Вулкан» и «Лесснер», строения Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, канатной фабрики Эдвардса, пакгаузы Варшавского вокзала, арочный цех пивоваренного завода «Вена», большая часть построек пивоваренного завода «Бавария». Этот мартиролог можно продолжить.
Но, помимо потери отдельных памятников, наблюдаются заметные изменения ландшафтной среды, и в этом заключается особый драматизм нынешней ситуации. Нарушаются визуальные взаимосвязи и масштаб пространств, искажаются видовые панорамы и перспективы, то есть те особенности, которые в первую очередь составляют неповторимый облик Санкт-Петербурга.
Пример – разрушение зрелищной целостности Выборгской набережной, в недавнем прошлом – одного из красивейших мест города. Среди разных частей и уголков старого Петербурга, окрашенных индивидуальным колоритом и примечательных памятью места, набережная Большой Невки выделялась редкой живописностью и своеобразной экспрессией промышленного пейзажа. Выразительная пластика объемов, богатый силуэт и насыщенный цвет краснокирпичных цехов и башен сегодня снивелированы упрощенными геометрическими формами новой застройки.
Снижена выразительность панорамы Синопской набережной с доминирующим комплексом Невской бумагопрядильной мануфактуры. Живописный силуэт многоэтажных кирпичных зданий в контрасте с ажурными конструкциями моста и белоснежным Смольным собором создает неповторимую картину. Дополняли композицию три заводские трубы с лиричными названиями Вера, Надежда, Любовь. Эти знаковые элементы утрачены при реконструкции.
Фото 1: главный газовый завод на Обводном канале – Газгольдер. Василеостровский трампарк – Ангар. Акционерное общество петербургских товарных складов.
Фото 2: Петроградский механический хлебозавод и Кушелевский хлебозавод.
В непосредственной близости от шедевра ленинградского авангарда – ТЭЦ фабрики "Красное знамя" – построен многоэтажный жилой комплекс, превышающий ее высоту. Формально параметры новых зданий соответствуют установленному для данной территории режиму регулирования застройки, однако утрачена доминирующая роль памятника. В этом случае следует отметить неплохое качество реставрации здания ТЭЦ, произведенной собственником жилого комплекса. Сейчас шедевр архитектуры авангарда ожидает достойного функционального наполнения. Такие же ожидания устремлены на комплекс Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», мясокомбинат им. С. М. Кирова, солодовню завода "Бавария". Хочется надеяться, что эти опустевшие здания не окажутся брошенными на произвол судьбы. Остается надеяться, что перемены, неизбежные в жизни любого города, не уничтожат эту ценную часть нашего наследия. Ведь утраченный завод невозможно воссоздать в силу его специфики. Надо бережно охранить следы уходящей страницы истории города с великими традициями, воплощенными в многообразной архитектурно-пространственной среде. Несмотря на ощутимые потери, сохранилось еще немало ценных памятников, формирующих неповторимую историческую среду Санкт-Петербурга.
ОТЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ
Владимир Лисовский, доктор искусствоведения, профессор, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН):
– В свое время тема сохранения индустриального зодчества, поднятая в книге М. С. Штиглиц «Промышленная архитектура Петербурга», стала толчком в изучении этой специфической области нашего наследия. В новом издании 2023 года автор постаралась дополнить сведения новыми документами и иллюстрациями, затронуть проблемы современного использования в постиндустриальный период.
В связи с этим событием хочется вспомнить и другое издание этого автора – книгу «Непарадный Петербург: наследие промышленной архитектуры», вышедшую в 2021 году, в которой обстоятельно исследована и раскрыта история формирования таких уникальных исторических комплексов, как Петергофская гранильная фабрика, Адмиралтейский и Обуховский заводы, мясокомбинат им. С. М. Кирова, трикотажная фабрика «Красное знамя» и др. Следует отметить, что обе книги не только не утрачивают своей актуальности в наши дни, но и нуждаются в дальнейшем развитии этой тематики.
Мария Гранстрем, кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой дизайна архитектурной среды СПбГАСУ, член научного комитета по промышленной архитектуре СПб Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), и Екатерина Возняк, доктор архитектуры, доцент, декан архитектурного факультета СПбГАСУ, заведующая кафедрой архитектурного и градостроительного наследия:
– «Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры». М. С. Штиглиц является первым и ведущим петербургским исследователем, посвятившим себя изучению специфики исторической промышленной среды города, популяризации индустриальных памятников Петербурга. Именно Маргарита Сергеевна впервые в России ввела в научный оборот термин «индустриальная археология», она стоит во главе научной школы, изучающей актуальные проблемы истории и сохранения промышленного наследия.
Новая книга М. С. Штиглиц – результат не только долгих историко-теоретических исследований, архивных изысканий, но и многолетней практической деятельности – натурных обследований петербургских заводов и фабрик, создания системы учета объектов промышленной архитектуры в КГИОП Санкт-Петербурга, работу в Национальном комитете Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест.
Книга М. С. Штиглиц – ее очередной путеводитель по промышленной архитектуре Петербурга и пригородов, предназначена как для представителей профессионального сообщества, так и для других читателей, интересующихся архитектурой и градостроительством, историей техники и инженерного искусства.
Книга увлекательна, научный стиль изложения сочетается с понятным литературным языком, что обеспечит ее понимание даже широкому кругу читателей.
Текст четко структурирован, 1-я глава посвящена становлению петербургской промышленной архитектуры и охватывает период с XVIII по начало XIX века; глава 2 рассказывает о промышленных комплексах, возведенных в период с середины XIX по начало XX века; 3-я глава знакомит читателя с важнейшими памятниками промышленной архитектуры периода авангарда.
Книга полна исторических фотографий с интересными ракурсами, уникальных литографий XIX – начала XX века, позволяющих открыть для себя индустриальное наследие не только широкому кругу читателей, но и по-новому взглянуть на промышленные объекты практикующим архитекторам. Это особенно важно именно сейчас, когда значительную долю работы архитектора составляют проекты перепрофилирования и реновации объектов культурного наследия.
Особенно актуальной книга Маргариты Сергеевны Штиглиц станет для студентов архитектурных вузов, поскольку она не только знакомит с памятниками промышленной архитектуры, но и открывает роль индустриального наследия в исторической застройке Санкт-Петербурга, демонстрирует целостность промышленной среды, ее неразрывную связь с парадным Петербургом.
Полиграфическое качество издания минималистично, несет черты петербургского стиля и отвечает высоким критериям издания об архитектуре Санкт-Петербурга.
Андрей Георгиевич Вайтенс, доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, профессор СПбГАСУ:
– Тема, затронутая автором, освещена в трудах М. С. Штиглиц в том числе в монографиях «Промышленная архитектура Петербурга» и «Непарадный Петербург: наследие промышленной архитектуры». Если первая является дополненным изданием ее ранней книги, вышедшей в 1990-е годы, то вторая – результат многолетних глубоких научных исследований по отдельным промышленным комплексам Санкт-Петербурга и окрестностей. Структура этого научного издания выстроена по хронологическому принципу с рассмотрением наиболее важных и сохранившихся памятников промышленной архитектуры. Наибольший научный интерес для меня представляет глава: «Индустриальная архитектура Ленинграда. 1918–1930-е годы». Именно этот период ближе мне по сфере моих научных исследований, а кроме того, с моей точки зрения, является наиболее актуальным для работ по преобразованию и развитию городских территорий. Подобная тематика рассматривается в силу своей востребованности в бакалаврских и магистерских работах, которыми я руковожу по кафедре градостроительства СПбГАСУ. Специфика монографии такова, что она может быть использована как в циклах лекций, так и в учебном пособии.
Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44», народный архитектор Российской Федерации (2022), заслуженный
архитектор Российской Федерации (2001), действительный член Российской
академии архитектуры и строительных наук, профессор Санкт-Петербургского
государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И. Е. Репина (Российской академии художеств):
– Если возникает потребность в высокопрофессиональном эксперте по промышленной архитектуре, одним из первых на ум приходит имя Маргариты Сергеевны Штиглиц. Оценивая ее вклад в историю и теорию промышленной архитектуры, я бы сказал, что ей удалось развернуть отечественное искусствознание лицом к индустриальному наследию. В нашей стране еще четверть века назад памятники промышленной архитектуры большой ценностью не считались. Какой-нибудь эклектичный особняк с лепниной и купидонами с полным правом включали в списки охраняемых памятников, а сталелитейный завод, давший основание городу, – нет. В том, что профессионалы и общество наконец разглядели красоту и градостроительную значимость фабричных построек, – огромная заслуга их неутомимого исследователя и популяризатора М. С. Штиглиц.
Чтобы совершить такую ментальную революцию, потребовались годы. Научные исследования (архивные и натурные), начатые М. С. Штиглиц еще в конце прошлого столетия, вошли в многочисленные публикации, среди которых «Промышленная архитектура Петербурга» и «Непарадный Петербург: наследие промышленной архитектуры» занимают ключевые позиции. В первой подняты концептуальные проблемы установочного плана: в ней высветилась малоизвестная страница истории архитектуры нашего города, доказана уникальность петербургской промышленной архитектуры, формирующей наряду с известными ансамблями неповторимый облик города.
«Непарадный Петербург» содержит результаты архивных и натурных исследований, положенных в основу реализации проектов перепрофилирования промышленных комплексов, которые сейчас активно вошли в архитектурную практику.
Евгений Геращенко, автор концепции, первый руководитель библиотеки "Планетарий 1", и Евгений Гудов, основатель и руководитель креативного пространства «Планетарий 1»:
– В Санкт-Петербурге, помимо известных дворцов, храмов и памятников, сохранилось множество уникальных образцов промышленной архитектуры.
На Обводном канале 163 года назад был построен газгольдер. Сегодня это здание – памятник федерального значения, и в нем расположен крупнейший в Европе планетарий, а также лаборатория с инженерами и дизайнерами, научно-популярная библиотека – целый креативный кластер, построенный нашей командой.
На страницах книги М. С. Штиглиц «Непарадный Петербург» особое внимание уделяется главному зданию газгольдера. Для нас было логично провести в библиотеке "Планетария 1" презентацию книги автора. Мероприятие состоялось в 2023 году и привлекло множество желающих. Порадовало, что основную аудиторию составила молодежь. На презентации обсуждались темы, связанные с использованием зданий индустриального наследия в современном мире. Аудиторию интересовали вопросы о том, как такие объекты могут быть интегрированы в городскую среду, какие новые функции они могут выполнять и как сохранить их историческую ценность, адаптируя к современным нуждам.
Иван Архипов, эксперт, индивидуальный предприниматель:
– В Санкт-Петербурге, помимо всем известных дворцов и фасадов, скрывается обширный пласт промышленной архитектуры. Эти объекты часто находятся в удручающем состоянии, но, как ни парадоксально, именно они вызывают наибольший интерес у инвесторов и специалистов. Их адаптация к современному использованию требует не только значительных усилий, но и высокой профессиональной компетенции. И здесь без таких экспертов, как Маргарита Сергеевна Штиглиц, не обойтись.
Наше сотрудничество с Маргаритой Сергеевной началось с непростых обстоятельств. В свое время, будучи директором по развитию компании «Балтийская коммерция», я работал над проектом «Мендельсон» – строительством жилого дома и реставрацией подстанции Мендельсона на Петроградской стороне. Изначально все складывалось непросто: недоверие к инвесторам, опасения за сохранность объекта и сомнения в целесообразности работ. Однако благодаря кропотливой работе и конструктивному диалогу мы смогли прийти к взаимопониманию. В результате объект культурного наследия был успешно отреставрирован и даже представлен на выставке в Германии, получив высокую оценку. А рядом с ним появился жилой дом, который органично вписался в исторический контекст, не нарушив целостности архитектурного ансамбля.
Маргарита Сергеевна, вместе с покойным Борисом Михайловичем Кириковым, по праву считается одним из самых компетентных специалистов в области промышленной архитектуры Петербурга. Она не только популяризирует эту тему, но и активно участвует в сложном процессе приспособления таких объектов к современному использованию. Ее профессионализм, глубокие знания и практический подход делают ее незаменимым экспертом. В отличие от градозащитников, которые порой ограничиваются популистскими заявлениями, Маргарита Сергеевна вносит реальный вклад в сохранение и возрождение объектов промышленного наследия, давая им новую жизнь – в ее книгах в том числе.
Сергей Ярошецкий, шеф-редактор Издательского дома «Адреса», секретарь правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – председатель Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия:
– Доктор искусствоведения В. Г. Лисовский, автор рецензии на две книги М. С. Штиглиц, представленные заинтересованной публике в декабре 2024 года, – «Промышленная архитектура Петербурга» и «Непарадный Петербург: наследие промышленной архитектуры» – совершенно справедливо отметил, что с середины 1990-х годов, когда вышла в свет ранняя версия первой книги, Маргарита Сергеевна выпустила и «ряд статей в отечественных и зарубежных изданиях». Журнал учета вечных ценностей «Адреса Петербурга», постоянный информационный партнер Всемирного клуба петербуржцев, является одним из этих изданий. Нашей редакции повезло опубликовать целый ряд статей доктора архитектуры, профессора, вице-президента ICOMOS-Россия М. С. Штиглиц, посвященных промышленной архитектуре Санкт-Петербурга как уникальному историко-культурному наследию, в том числе и с примерами современного его приспособления. В их числе – журнальные публикации о Канатной фабрике Иоакима Гота, о Калинкинском пивоваренном заводе, о Петергофской гранильной фабрике и многие другие. С удовольствием хотел бы дополнить рецензию в той части, где говорится о применении результатов научных исследований М. С. Штиглиц «в педагогической практике и сфере охраны наследия» в качестве эксперта. Под ее научным руководством были проведены, в частности, две организованные нашим журналом Международные научно-практические конференции «Приграничная симметрия» в российском Ивангороде и эстонской Нарве в 2019-м и 2020 годах (вторая по причине пандемии в виртуальном формате). Обе конференции вызвали широкий резонанс в журналистском сообществе, послужив основой для продвижения темы сохранения и современного приспособления промышленной архитектуры в научно-популярной журналистике как России, так и ближнего зарубежья.