Как сегодня продается недвижимость и помогает ли ИИ?
Пятый бизнес-завтрак в рамках XVIII конкурса «Доверие потребителя-2025» по теме «Как продается недвижимость сегодня? Незабываемый клиентский опыт и стимулы для продаж. ИИ нам в помощь» прошел 17 июля в апарт-отеле Well.

Партнеры мероприятия: апарт-отель Well и коммуникационная группа ADVGroup.
В бизнес-завтраке приняли участие представители ведущих девелоперов, банков, агентств недвижимости, маркетинговых агентств и СМИ.
В ходе встречи была подробно обсуждена практика применения различных технологий для улучшения продаж недвижимости.
Среди основных были названы такие, как ИИ, автоматизация, аналитика, контент-маркетинг и инновационные рекламные форматы. Эти технологии повышают скорость обработки запросов, улучшают коммуникацию, увеличивают конверсию и помогают адаптироваться к рыночным требованиям.
Открывая бизнес-завтрак, модератор, исполнительный директор оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» Валентина Нагиева рассказала о ходе конкурса. С начала интернет-голосования за 230 номинантов было отдано свыше 11 тысяч голосов потребителей. Очередная проверка соблюдения правил голосования и подсчет голосов — в начале августа.

Елизавета Конвей, управляющий партнер ELEMENT и директор департамента жилой недвижимости Nikoliers, представила анализ итогов полугодия на рынке первичной жилой недвижимости Санкт-Петербурга. Несмотря на снижение спроса, средневзвешенная цена выросла на 9% с начала года, достигнув 321 тыс. руб./кв. м. Рост цен по классам: комфорт – 11%, бизнес – 7%, премиум – 6%. По сравнению с 2020 годом цены выросли на 91%, 86% и 132% соответственно.
На рынок выведено 997 тыс. кв. м новой недвижимости, что в 1,6 раза превышает спрос. Стартовало 25 новых проектов. Девелоперы сокращают площадь квартир до средней в 38,3 кв. м.
Количество ДДУ упало на 38%. Доля ипотечных сделок снизилась до 42%, доля рассрочек выросла до 40-45%. Уровень отказов по ипотеке – 47,3% в мае.
«Что касается финансовой стратегии компании «Элемент», расширенную программу рассрочек мы, к сожалению, пока не можем себе позволить. Это большой риск. Нам жаль отрезать значительную долю инвестиционных покупок, но это позитивно для сохранения гомогенности сообщества «Элемент», что важно в рамках формирования закрытого клуба «Элемент ПЕРВЫЙ», — прокомментировала Елизавета Конвей.
Искусственный интеллект (ИИ) и нейросети
Елизавета Конвей подчеркнула важность контроля качества работы с клиентом для эффективных продаж, где искусственный интеллект выступает надежным помощником, но только в случае четкого разделения областей применения. ИИ отлично подходит для автоматизации обработки данных, массовой аналитики, быстрой и непредвзятой обработки больших объемов, выявления упоминаний (например, для маркетинговых целей), но совершенно не эффективен для улучшения качества сервиса. «ИИ пока несовершенен в оценке эмоциональной составляющей разговора, выявлении зон роста для сотрудников и даже в определении ролей продавца и покупателя в телефонном диалоге, что может вызвать ошибки в интрпретации, влияющие на итоговую аналитику», — заметила Елизавета Конвей.

Максим Ефанов, руководитель центра элитных проектов «Петербургской Недвижимости» (входит в холдинг Setl Group) рассказал что компания наиболее активно применяет нейросети в четырёх направлениях: реклама и маркетинг, HR, клиентский сервис и продажи. ИИ помогает быстро обрабатывать большой объем данных, выявлять закономерности, точки роста менеджеров и формировать рекомендации. Анализ звонков занимает 20-30 минут вместо недели ручной работы.
ИИ используется для создания эмпатичного ассистента, который ведет диалог с клиентом, выявляет потребности и поддерживает беседу, что улучшает качество коммуникации.
«Как результат, конверсия из чата в звонок увеличена на 64%. Эффективность работы команды выросла в 2 раза, благодаря оптимизации процессов и использованию цифровых инструментов. Автоматизация обработки запросов позволила обработать до 80% обращений в клиентском сервисе без участия человека, что ускоряет взаимодействие и уменьшает нагрузку на сотрудников», — отметил спикер.

Игорь Ахальцев, директор по продажам MG Development, рассказал о боте-продавце «Сане», основанном на ИИ, который ведет коммуникацию с базой из 10 тысяч клиентов, выявляет заинтересованных и передает их менеджерам. Модель постоянно обучается и улучшает качество общения.
«Задача у «Сани» простая, – рассказал спикер. – Понять, находится ли человек в поиске, вытащить его на встречу, если это возможно. Если «Саня» чувствует, что не получается, то передает клиента менеджеру, который уже продолжает с ним работать.
Что классно? – Модель постоянно обучается, и с момента запуска, примерно полгода назад, «Саня» стал значительно лучше. Минусы искусственного интеллекта понемногу исчезают. Но, конечно, бывают забавные случаи.
Например, недавно мы увидели, как «Саня» презентовал проект «Сосновые Холмы», рассказывал о встрече с клиентом... Два нюанса: у нас нет такого проекта в портфеле, и его вообще не существует на рынке Петербурга и Ленобласти. Когда мы спросили операторов, откуда «Саня» это взял, они сказали: «Он его придумал» Так что приходится нам немного его ограничивать, но в целом «Саня» – полезный инструмент.
Алексей Ухватов, директор департамента по вторичной недвижимости в «МК-Элит» отметил, что ИИ значительно сокращает время анализа звонков, помогает руководителям быстро получать обратную связь и выбирать тренинги для сотрудников: «Главное – это колоссальная экономия времени. До появления ИИ сроки анализа колл-центра, отдела продаж и учебного центра были катастрофически большими. Сейчас мы видим тенденцию к сокращению сроков».
Автоматизация и цифровые сервисы
Дмитрий Фалкин подчеркнул важность единой платформы для менеджеров, где собраны все необходимые инструменты и информация, что упрощает работу и повышает скорость реакции на запросы клиентов.
Максим Ефанов также отметил, что цифровые сервисы позволяют сократить время выхода менеджера на плановые показатели с 4 месяцев до 2 месяцев.
Алёна Путинцева, директор региональной сети МКБ, рассказала о развитии удаленных сделок с курьерской доставкой карт и возможностью проведения сделки дистанционно, что удобно и быстро для клиентов и партнеров.
Сергей Ходаков, руководитель группы продаж ЦИАН, рассказал о новых технологиях для привлечения покупателей: интеграция акций и рассрочек в объявления, использование чатов с пользователями (стоимость чата в 2 раза ниже звонка), персонализация предложений и CRM-рассылки.
«Почему важно показывать несколько способов покупки? – 70% людей покупают жилье в кредит, и им важно видеть реальную цену при ипотеки в том числе, не только цену при 100% оплате, которая традиционно ниже. Мы расширили функциональные возможности и теперь в объявлениях показываем сразу три основных способа: 100% оплата, ипотека, рассрочка. Все способы можно сравнить на одном экране, и выбрать тот который максимально выгоден.», – добавил спикер.
Алина Васильева, заместитель директора агентства SETEVIE, описала кейс автоматизации управления репутацией с помощью парсера и нейросети, которая собирает отзывы, анализирует их тональность и формирует ответы, что помогает снижать негатив и повышать продажи.
Кроме того, клиентский путь не заканчивается после продажи. «Мы планируем собирать ключевые триггеры взаимодействия застройщика с клиентами: выдача ключей, оформление акта приема-передачи, переезд, ремонт и т.д., - рассказала Алина Васильева. По этим триггерам будем предлагать клиентам чат-бот, который будет поддерживать коммуникацию с клиентом, перехватывать негатив и поощрять позитив».
Аналитика и оценка качества продаж
Игорь Ахальцев и Алексей Ухватов рассказали о системах аналитики звонков с использованием ИИ, которые оценивают качество работы менеджеров, выявляют ошибки и дают рекомендации для улучшения.
Максим Ефанов отметил, что ИИ помогает выявлять закономерности в поведении успешных менеджеров и обучать остальных. Спикер уточнил, что нейросети значительно сокращают время на создание маркетингового контента: тексты, видеоролики, графику. Например, написание текста сократилось с 3 часов до 20 минут.
Контент для брокеров и сложных продуктов
Наталья Самсонова, генеральный директор ROYALRADIO 98.6FM, представила нестандартные рекламные проекты с использованием медитаций и визуализаций, которые создают эмоциональную связь с продуктом и повышают лояльность клиентов. Наталья заметила, что любой по-настоящему хороший продукт – это всегда вызов. В него вложена философия и ценности его создателей. Сложность может быть связана с уникальностью, высокой стоимостью, требующей глубокого объяснения, или исторической и культурной ценностью. «Если продукт дорогой и требует разъяснений, это тоже непросто».
Ирина Петрова, эксперт по построению системы партнерских продаж в инвестиционной и жилой недвижимости, подчеркнула важность создания фабрики контента для брокеров, чтобы они могли эффективно продавать инвестиционные продукты, что повышает конверсию.

«Несколько лет назад мы выводили на рынок новый, достаточно крупный апарт-отель в Петербурге, с более чем тысячей юнитов. Когда я начала собирать по крупицам базу брокеров, способных продавать инвестиционную недвижимость, оказалось, что в Петербурге таких специалистов можно пересчитать буквально по пальцам! И каждый девелопер, продающий апарт-отели, пытается их переманить. Продавать отели со множественными собственниками таким образом нереально», — отметила Ирина Петрова. Чтобы исправить ситуацию, компания внедрила систему обучения брокеров основам налогообложения. Кроме того, компания начала обучать менеджеров новым подходам к общению с инвесторами, учитывая мировые тренды».
Как партнерские программы влияют на продажи
Руководитель отдела продаж ССК Кристина Новоселова отметила, что в их компании приоритетом являются партнерские сделки, которые составляют около 80% всех сделок группы компаний ССК. Это свидетельствует о том, что партнерские программы являются основным каналом продаж для новых игроков на рынке. «Мы предпочитаем живое общение, лично приезжаем к партнерам, проводим презентации, чтобы они могли донести до клиентов все тонкости наших проектов, чего не всегда возможно через агрегаторы». - уточнила спикер. Это помогает лучше донести ценность продукта и увеличить продажи через партнеров.

Мария Гретченко, руководитель направления Группы ипотечного кредитования и расчетов по сделкам с недвижимостью Департамент продуктов Банк СПБ, сообщила, что более 80% всех ипотечных заявок подается через партнерский канал, что подтверждает важность партнерских связей для привлечения клиентов и заключения сделок. В этом году Банк получил более 720 заявок от партнеров, и более 400 из них уже провели ипотечные сделки. В 2025 году доля партнерского канала значительно преобладает. Улучшается онлайн-заявка, и планируется запуск личного кабинета партнера.
Игорь Ахальцев рассказал о регулярных брокер-турах (2-4 раза в месяц), вебинарах, мотивационных программах и геймификации для партнеров, что способствует поддержанию интереса и активности брокеров, а также увеличению продаж через партнерскую сеть.
Как использовать конкурентные преимущества
Александр Погодин, партнер и директор управляющей компании Well, поделился своим видением текущей ситуации на рынке. Он подчеркнул, что сейчас «время покупателя», который диктует условия, в том числе требует длительные рассрочки. Погодин отметил сложность экономической ситуации, в которой Центробанк, с одной стороны, вынужден снижать ставки для поддержки бизнеса, а с другой - опасается высокой инфляции.

Он охарактеризовал текущие продажи как «плохие» не из-за низкой цены, а из-за огромных усилий, необходимых для каждой сделки в условиях жесткой конкуренции. Well справляется с этим, используя свои конкурентные преимущества, основанные на уникальном продукте, в котором реализованы все задуманные идеи. Несмотря на сложности с поставками импортного оборудования в начале проекта, компании удалось преодолеть эти трудности.
Большое значение для привлечения клиентов имеет развитие инфраструктуры комплекса, в частности открытие кафе Baggins, ресторана KOZA Well и гастропекарни Текстура.
Несмотря на признание влияния ИИ, Александр Погодин считает, что человеческое общение остается незаменимым, особенно в сфере недвижимости.
Куда перевложиться инвесторам
Александр Полещук, управляющий партнер УК «Красный Мост», представил комбинированный Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Евгеньевский», предназначенный для квалифицированных инвесторов, заинтересованных в выгодных вложениях.

Фонд инвестирует в девелоперский проект жилой недвижимости De Luxe класса – ЖК «Евгеньевский» в Санкт-Петербурге (девелопер Formula City). Горизонт инвестирования – до конца 2030 года.
УК «Красный Мост» считает рынок элитной жилой недвижимости устойчивым к инфляции и перспективным с точки зрения роста стоимости. Инвестиции пайщиков будут направлены в имущественные права по договорам долевого участия на строящиеся квартиры в ЖК «Евгеньевский».
Цель фонда – обеспечить целевую доходность инвестиций в 26,4% годовых за счет прироста стоимости активов в течение реализации проекта.
Для удобства инвесторов разработан личный кабинет (на сайте и в мобильном приложении), где можно подавать заявки на приобретение паев, получать информацию об изменении стоимости инвестиций и обращаться с вопросами.
Полещук подчеркнул выгоды такой схемы как для инвесторов, так и для застройщика.