НАШ ЦИТАТНИК: «Ипотека сегодня для банков даже по льготным программам является либо бездоходной, либо с отрицательной доходностью. У нас очень жесткое регулирование. Но банки готовы выдавать ипотеку с нулевой рентабельностью, чтобы не падало строительство жилья...» Герман Греф

6 августа, 12:35

Илья Алембаев: «Архитектура договора не менее важна, чем архитектура здания»

Сегодня в 08:20

Качественная архитектура требует не только художника, но и правового инженера. Юристы, участвующие в амбициозных девелоперских проектах, становятся частью творческой команды. Их задача – не спорить о красоте, а создать условия, при которых красота может состояться – и быть оплаченной. Об этом рассуждает Илья Алембаев, управляющий партнер Versus.legal.

Илья Алембае
Илья Алембаев. Фото: Versus.legal

Из всех разделов проектной документации именно архитектурные решения признаются обладающими творческим началом. Судебная практика подчеркивает: только к ним применимо законодательство об авторских правах. Только архитектура получает правовую защиту как произведение искусства. Конструктивные или инженерные разделы остаются в зоне функциональности и нормативов.

Но в реальности творчество редко ограничивается рамками одного раздела. Эстетика проявляется и в планировке, и в деталях фасадов, и в ландшафте. Один из маркеров творчества – это невозможность формализовать результат в задании на проектирование. Красоту сложно измерить. Сложно задать через техническое задание, как должен выглядеть «красивый фасад» или «гармоничный силуэт».

Практика показывает: архитектурный замысел живет своей жизнью. Даже проекты, получившие замечания Градсовета, могут еще много раз возвращаться на доработку и меняться. Кто-то скажет – вкусовщина. Мы видим, что это управляемая неопределенность, которую приходится учитывать проектировщику и юристу.

Многие из нас нередко наблюдают, как итоговое решение было достигнуто за счет десятков итераций. В сопровождаемых нами проектах зачастую архитектор, юрист и заказчик ведут сложную стратегическую игру: где сохраняется замысел, а где нужны уступки – ради сроков, бюджета или согласующих.

Именно такие ситуации требуют настоящей «архитектуры договора» и «альбома юридических решений». Не просто контракт, не просто переписка, а сценарий жизни проекта. Такой, который позволит сохранить его эстетическое качество, защитить авторов и соблюсти интересы заказчика. Ведь еще на стадии проектирования представления о красоте сталкиваются с жесткой реальностью: экономикой, безопасностью, регламентами.

Так, например, в одном из проектов восстановления исторического объекта выяснилось, что существующий фонтан – лишь часть изначального ансамбля. Желание восстановить утраченные каскады столкнулось с отсутствием их в ТЗ, ограничениями по срокам и невозможностью внести изменения в рамках 44-ФЗ. Проектировщик оказался в ловушке: не восстановить – предать эстетику, восстановить – выйти за рамки обязательств и бюджета. Здесь юридическая команда предложила схему разделения ответственности и вариантов документального закрепления инициативы заказчика.

Другой случай – скульптурная композиция, ставшая частью входной группы. Реализация этой задачи потребовала дополнительных испытаний и разработки СТУ, но не была явно отражена в задании на проектирование. Это стало поводом для спора о том, являются ли работы дополнительными. Борьба за оплату велась через анализ деловой переписки, уточнение формулировок ТЗ и фактическое признание дополнительных работ. Это напоминание о том, насколько важно оформлять даже творческие идеи в юридически осмысленные конструкции и формы.

Подобные ситуации не исключение, а скорее правило. Особенно когда речь идет об объектах культурного наследия, реконструкции или об амбициозных проектах, где архитектура – это не просто оболочка, а носитель ценности. Архитекторы сталкиваются с необходимостью «угадать» вкусы согласующих инстанций, адаптировать эстетику под реалии, а иногда – защищать замысел от потери смысла по ходу многочисленных итераций.

Особенно сегодня, в условиях инфляции, административных и регуляторных сложностей, меняющихся регламентов и постоянного роста стоимости материалов, который порождает у заказчиков желание экономить везде, где, возможно, проектировщик зачастую работает в режиме перманентного стресса. Согласования, лимиты, установление бюджетных обязательств, ограничения 44-ФЗ и 223-ФЗ – все это формирует среду, где красота и эстетика, к сожалению, часто оказываются под угрозой и уходят на второй план. 

Юристы в таких условиях не просто «защитники в суде», если до него дойдет дело. В лучших практиках сопровождающий юрист становится полноценным соавтором архитектуры реализации. Он проектирует стратегии: от распределения рисков за итерации согласований до способов включения дополнительных работ в логику контракта. Это и есть «альбом юридических решений».

Все эти кейсы говорят об одном: архитектура договора не менее важна, чем архитектура здания. И если форма может тронуть душу, то содержание способно либо сохранить замысел, либо разрушить его на стадии согласований, приемки и финансирования. Поэтому защита архитектурной идеи – это не только авторское право, но и грамотная работа с ТЗ, порядок внесения изменений, правила оплаты и фиксации решений.

Проектировщик и архитектор, оказавшись в центре интересов инвесторов, подрядчиков и органов власти, работают в поле давления и должны не просто «удивлять»: они должны быть защищены. Эстетика часто сталкивается с рутиной бюджетного нормирования, требованием эффективности, а иногда – с личными вкусами согласующих. Задача юриста не спорить о красоте, а создать условия, при которых красота может состояться – и быть оплаченной.

Зачастую цена такой поддержки – не сложный иск в суд, а правильно оформленное письмо, своевременно зафиксированное изменение, вовремя поставленный вопрос. Поэтому в архитектуре проекта, как и в здании, важна не только форма, но и конструктив. Юридические решения становятся тем несущим каркасом, который должен учитывать гибкость, с которой проект живет и эволюционирует.

На самом деле, в этой юридической работе много творческого начала, и ее тоже сложно облечь в форму очевидного технического задания. 

Юристы, участвующие в таких проектах, становятся частью творческой команды – пусть и не в традиционном смысле. Их задача – не затушить идею, а помочь ей обрести юридическую форму и устойчивость. Там, где возникает спор: считать ли архитектурную скульптуру элементом входной группы или дополнительной работой, – важны не только положения договора, но и весь путь, по которому прошла эта идея. Когда она была озвучена? Как обсуждалась? Какие письма, протоколы, согласования фиксировали ее трансформацию?

Во многих случаях именно тонкая работа с документами, перепиской, регламентами позволяет добиться оплаты, избежать неустоек и отстоять право на творческое решение. Юрист здесь не администратор и не арбитр, а соавтор условий, при которых архитектура может состояться. И в этом смысле у проекта действительно не единый архитектор.

Мы убеждены: качественная архитектура требует не только художника, но и правового инженера. Не надсмотрщика, а соавтора. Не охранника бюджета, а архитектора условий, в которых красота становится реализуемой. Там, где архитектура – это часть смыслов, истории, идентичности города, роль юриста выходит за рамки формального сопровождения. Он становится носителем логики, которая связывает эстетику, норматив, экономику и интересы всех участников.

Когда мы говорим «у всего не единый архитектор», мы имеем в виду именно это. У проекта есть множество отцов – архитектор идеи, проектировщик решений, заказчик амбиций, подрядчик ресурса и юрист – архитектор условий. В этой синергии возможен результат, достойный города. Иначе – замысел рискует остаться на бумаге, утонуть в согласованиях или потерять силу в спорах.

Сегодняшний градостроительный ритм требует не просто соблюдения регламентов, а создания устойчивой логики проектов. Особенно если речь идет об объектах культурного наследия, сложных реконструкциях или публично значимых пространствах. Каждый такой проект – это вызов не только проектировщику, но и правовой структуре. Это проверка на способность превратить замысел в результат – несмотря на сложные процедуры, растянутые сроки и противоречия интересов.

Эстетика – свойство всего проекта, как творчество есть не только в архитектурных решениях. Ведь «что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них. Скорее от пропорций безобразья». Проектировать договоры нужно так, чтобы красота не становилась риском. Консультировать нужно так, чтобы эстетику можно было обосновать и защитить. Потому что архитектура важна. Она формирует облик города, его идентичность и определяет его содержание. 

Мы видим задачу юристов не в том, чтобы спорить с проектировщиком, а в том, чтобы быть его союзником. Чтобы идеи не терялись в рутине, а находили форму и финансирование. В преддверии Дня строителя желаем проектов, радующих и эстетикой, и реализованностью, и эффективностью.