НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 08:13

Радиацией по стройке

5 августа 2019 в 09:52

Активисты, называющие себя защитниками Серебряного пруда,
нашли новый аргумент в пользу остановки строительства жилого комплекса
на Институтском пр., 16. Теперь они утверждают: когда девелопер выроет котлован, во всём микрорайоне повысится радиация.

Активисты, называющие себя защитниками Серебряного пруда, нашли новый аргумент в пользу остановки строительства жилого комплекса на Институтском пр., 16. Теперь они утверждают: когда девелопер выроет котлован, во всём микрорайоне повысится радиационный фон. В компании LEGENDA называют этот аргумент лишённым каких-либо оснований.

Активисты утверждают, что, откопав котлован, девелопер добрался до грунтовых вод, заражённых расположенным по соседству НИИ имени Хлопина.

Обсудить угрозу безопасности парка и искусственного водоёма местные жители решили на «народном сходе» возле стройплощадки. Превалирующая повестка – экология и безопасность граждан. Однако заявленная тема ушла на второй план, а на первый вышли политические лозунги и агитация, тем более что на митинг приехала один из кандидатов в губернаторы города.
Однако в профильных группах в соцсетях тема радиации всё же присутствует. Активисты утверждают, что, откопав котлован, девелопер добрался до грунтовых вод, заражённых расположенным по соседству НИИ имени Хлопина.

Старая история   

Информация об утечках радиационных отходов из Радиевого института, расположенного на 2-м Муринском пр., 28 (всего в паре сотен метров от жилых домов), действительно всплыла в городских СМИ в 2017 году. Обнаружилось, что могильник для них протекал, и в непосредственной близости от него радиационный фон (в нескольких точках замера) был повышен. Но вот слухи о том, что цезий, барий и прочие неполезные для здоровья вещества попали в грунтовые воды и были разнесены по округе подземной рекой (той самой, из-за которой произошёл печально известный размыв в петербургском метро), в НИИ категорически отвергли.

«В период с 10 июля по 4 августа 2017 года в АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» проводилось обследование площадки с целью проверить исполнение законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о радиационной безопасности населения, природоохранного законодательства, экологического законодательства на основании материалов, размещённых в СМИ.

Обследование провела независимая организация – Межотраслевой экспертно-сертификационный, научно-технический и контрольный центр ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр). В экспертном заключении РЭСцентра сказано: радиационный фон на площадке №1, расположенной по адресу: СПб, 2-й Муринский пр., 28, находится на уровне естественного фона. Результаты обследования грунтовых вод в месте расположения площадки №1 показали, что воды не содержат радиоактивных загрязнений, фактов утечки из системы сбора жидких радиоактивных отходов не выявлено. Это также подтверждено экспертным заключением.

На территории Радиевого института функционирует система АСКРО (автоматизированная система контроля радиационной обстановки), идёт постоянный мониторинг. Информация передаётся в режиме online в СКЦ (ситуационно-кризисный центр) в Москве.
Для контроля состояния грунта и грунтовых вод в Институте организована сеть из 10 наблюдательных скважин глубиной 12-15 метров. Анализ проб воды осуществляется в плановом режиме на регулярной основе. По химическому и радиохимическому составу пробы из скважин, включая ту, что находится на месте демонтированной в 2017 году системы сбора отходов, соответствуют требованиям к воде, используемой для технических нужд. По содержанию радиоактивных элементов вода относится к питьевой.

Все проверки надзорных органов, организованные в 2018-2019 гг., и результаты ежемесячных контрольных измерений, проводимых соответствующими лабораториями института, также подтверждают, что грунт и грунтовые воды под Радиевым институтом не содержат радиоактивных загрязнений, радиационный фон на территории первой площадки находится на уровне природных значений», – ответили на запрос «НП» в пресс-службе института.
Более того, городская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по горячим следам провела собственную проверку и пришла к аналогичным выводам.

В компании LEGENDA заявляют, что по собственной инициативе неоднократно проводили независимые экологические экспертизы, в том числе с анализом почв на глубине до десятка метров, а также геологическими и гидрологическими изысканиями на глубине до сорока метров.

Это было проделано в 2016 году (когда девелопер получал первое разрешение на строительство) и в 2018-м (когда разрешение оформляли повторно). Во всех случаях никаких отклонений от предельно допустимых параметров не обнаружено. Кроме того, в конце прошлого года фирма получила протокол по результатам радиологического исследования – и там тоже всё было в порядке. Все перечисленные документы есть в распоряжении редакции «НП».

Горячая пора

Казалось бы, тема исчерпана, тем более никаких новых данных об утечках надзорные органы с 2017 года не публиковали. Но неожиданно активисты снова подняли её. Заметим, кстати, что ещё месяц назад в центре их внимания была совсем иная проблема: трещины на стенах дома по 2-му Муринскому, 24, появившиеся якобы из-за начала строительных работ. Хотя, как выяснилось, дефект фасада образовался сразу же после заселения дома – ещё в прошлом веке.

«Эта история быстро сошла на нет, поскольку было слишком очевидно, что всё притянуто за уши. Теперь в ход пошли инсинуации с радиоактивными утечками, хотя никаких подтверждающих фактов протестующие не предъявили и вряд ли это сделают. Законность строительства и высотных параметров оспаривались инициативной группой в судах. Все инстанции, включая Верховный суд, признали правоту девелопера», – прокомментировали происходящее в пресс-службе LEGENDA.

Впрочем, справедливости ради, протестуют местные жители не только против мифических экологических проблем, они недовольны и высотой 23-этажного дома, который именуют монстром. Окружающая застройка в основном девятиэтажная, так что людей понять можно. Другое дело, что такую высоту девелопер согласовал в установленном законом порядке – с юридической точки зрения придраться здесь не к чему.

Зайдя в «протестные» группы в соцсетях, можно найти и другие аргументы, которые, впрочем, далеко не всегда можно назвать адекватными. Например, там говорится о том, что дом строится на месте детсада (на самом деле на месте досугового центра «Светлана», в последнее время по своему прямому назначению не использовавшегося), кроме того, тень от высотки якобы будет падать на пруд, что вызовет его заболачивание (связь между этими двумя фактами весьма сомнительна, да и методы борьбы с заболачиванием давно известны и совсем не сложны). Не имеет оснований и претензия об увеличении нагрузки на близлежащие школы и детсады – в доме от LEGENDA всего 109 квартир. И совсем уж странными выглядели лозунги о том, что девелопер собрался «продать парк». Да, такие обвинения тоже звучали.  

С другой стороны, практически любая застройка в давно сложившихся кварталах приводит к конфликту с местными жителями – этому только в нашем городе найдётся множество примеров. И далеко не всегда это обязательно варварская «уплотниловка» (хотя и такое тоже бывало), просто здесь на первое место выходит консерватизм людей, желание ничего не менять – и это обычное явление, в том числе и в развитых зарубежных странах.

Возможно, в данной истории протестующих вдохновляют отдельные случаи, когда спорные стройки всё-таки приостанавливали или отменяли… Совсем недавний и географически близкий пример – апарт-отель Vertical на всё том же 2-м Муринском, строительство которого заморозили по решению суда.

Теперь на этом месте законсервированный недострой. Украсил или, напротив, испор­тил бы этот объект микрорайон, судить сложно, но сам факт замораживания стройки точно приведёт к проблемам, в том числе социальным, так как пострадали дольщики, и их перспективы вернуть вложенные деньги довольно туманны. Однако в истории с Институтским, 16 вряд ли стоит ориентироваться на эти примеры – решения судов неоспоримы.