НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 22:18

Храм музыки и высшего света

28 мая 2020 в 06:14

Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: Филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал (бывшее здание Дворянского собрания)
Адрес: ул. Михайловская, 2/Итальянская ул., 9
Архитекторы: Карл Иванович Росси, Павел Петрович Жако
Годы постройки: 1834–1839
Архитекторы: Виктор Александрович Шрётер, Александр Павлович Максимов
Годы перестройки: 1899–1901

В этом здании Рихард Вагнер, дирижировавший концерт, впервые в истории повернулся спиной к залу, чем вызвал всеобщее неудовольствие. Здесь Анна Павлова впервые появилась в образе умирающего лебедя. Здесь дал свой последний концерт Пётр Чайковский, а Дмитрий Шостакович полностью провалился с первой симфонией. Здесь выступали самые знаменитые композиторы своего времени, однако филармонией это здание стало лишь 82 года спустя после строительства.

Особняк на углу улиц Итальянской и Михайловской был возведён для Дворянского собрания Петербурга, которое до этого времени «ютилось» в Воронцовском дворце и в доме Энгельгардтов на Невском проспекте. Поэтому земля под застройку была передана городом на безвозмездной основе. Строительство также полностью оплатила городская казна в размере одного миллиона рублей.

Фасад здания дворянского собрания спроектирован Карлом Росси, который разрабатывал целостный ансамбль Михайловской площади. Двумя ключевыми задумками архитектора были простота внешнего оформления особняка и полная идентичность обеих сторон. Украшением фасада стали обрезанные ионические капители, объединяющие второй и третий этажи, а также фронтоны над окнами, пилястры и арочные проёмы первого этажа.

Реализовывал проект давнишний партнёр Росси – архитектор Поль Жако. Он также создал главное внутреннее украшение здания – Большой зал на 1500 персон. Зал сочетает потрясающие акустические характеристики и трёхуровневое световое оформление. На верхнем ярусе сюда проникает естественный свет через полукруглые окошки. Огромные переливающиеся люстры освещают зал на втором уровне, а на третьем – свет исходит от хрустальных светильников под балконами по периметру.   

А вот остальные помещения здания Дворянского собрания были продуманы в гораздо меньшей степени.

Заведение набирало популярность. Балы, концерты, приёмы, заседания. Сюда устремился весь высший свет. Поэтому спустя некоторое время недостатки стали вызывать недовольство взыскательной публики. Входные группы оказались неудобными для кринолинов, а гардеробные комнаты слишком маленькими для верхней одежды. Но главное – это полное отсутствие вентиляции: дышать в узких сюртуках и затянутых корсетах к концу вечера становилось просто невозможно. Опасались посетители и калориферного отопления, которое казалось пожароопасным.    

Перестройка некоторых помещений и ремонт инженерной «начинки» требовали серьёзных вложений, которые финансировать из своего кармана, видимо, никто не хотел. Поэтому все ждали, пока город сможет выделить необходимую сумму. Деньги нашлись только в 1894 году. Тогда же профессор архитектуры Виктор Шрётер вместе с инженером Александром Максимовым приступил к разработке проекта переустройства здания.   

Проблему входной группы удалось решить путём пристройки каменного двухэтажного тамбура с выходом на площадь. Разрешение Высочайше дал император Николай II. Была произведена реконструкция вестибюля, парадной лестницы, уборных и шинельных комнат, а также Голубой и Красной артистических комнат.

Системы отопления и вентиляции были объединены и внедрены в здании на прогрессивном оборудовании немецкой компании братьев Кёртинг. Паровое отопление низкого давления имело функцию механического нагнетания вентиляционного воздуха в главный зал. Однако в первую зиму система издавала ужасный шум, из-за которого многие задумались о её целесообразности. Однако на следующий год оборудование доработали, и проблема была устранена.

На переоборудование здания Дворянского собрания город потратил ещё 200 тысяч рублей. Но даже тогда остались недовольные плохим финансированием. Оно позволило заменить инженерные системы, но на внутренний декор средств не осталось. А вот ход производства работ современники оценили в гораздо большей степени, ведь здание не пришлось закрывать на период реконструкции, и ни один бал или концерт не был отменён.

Здание Дворянского собрания выполняло функцию культурного центра столицы вплоть до 1915 года, когда его пришлось переоборудовать в госпиталь для раненых офицеров, прибывающих с полей Первой мировой войны. Петроградская филармония была официально открыта в 1921 году. В 1931-м разобрали тамбур на входе, в 1939 году здание было отреставрировано точно по чертежам Росси.

Автор колонки: Пётр КУЗНЕЦОВдиректор компании «Конфидент»