НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:53

Как называть улицы и проезды в новых кварталах? Надо ли использовать имена известных людей? И какой улицы не хватает в городе?

21 января 2018 в 20:00

Горожане вдруг озаботились топонимикой. В СМИ объясняют, почему не стоит называть улицу чьей-то фамилией («жить на Блюхера»), а лучше бы образованным от нее прилагательным (как Пушкинская улица, Лермонтовский проспект). В Сети — целая дискуссия: надо ли превращать Красноармейские — в Роты, а Советские — в Рождественские, и за чей счет… Своим мнением с NSP поделились Всеволод Глазунов, Игорь Оноков, Сергей Хромов, Юлия Жалеева, Ольга Сафронова и др.

А вам какие из городских наименований нравятся, какие — нет? Как обозначать улицы и проезды в новых кварталах? Надо ли использовать в названиях имена известных людей? Какой улицы, на ваш взгляд, в Петербурге не хватает?



Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия 17»:

– Вспоминается шутливое предложение перестроечных лет — переименовать проспект Большевиков в проспект Проклятых большевиков. В отношении же Советских и Красноармейских улиц не нужно путать: речь идет не о переименовании, а о возвращении прежних названий, и я поддерживаю этот процесс. Идея называть улицы именами известных предпринимателей — как прошлых, так и современных — мне по душе. Правда, не стоит забывать, что человек, имя которого станет городским топонимом, должен к тому времени почить в бозе, и ускорять это событие не хотелось бы.

Ольга Сафронова,
генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:

– Мы так любим все переименовывать… Может, лучше создавать новую улично-дорожную сеть с новыми названиями, чем переименовывать существующую?

Мне очень нравятся названия в ЖК «Новая Охта»: улицы Даниила Хармса и Корнея Чуковского, проспект Самуила Маршака, аллея Евгения Шварца. Эти имена вызывают положительные эмоции.

А в историческом центре я помню старые (советские) названия улиц и до сих пор пользуюсь ими, но постоянно путаюсь. Ну чем не угодил Салтыков-Щедрин, например? На этих улицах выросло не одно поколение горожан, и им трудно перестраиваться. Надо не перелицовывать старое, а шить новое.

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:

– Думаю, что с чехардой переименований пора заканчивать. Если мы на каждом витке истории будем менять городскую топонимику, так можно далеко зайти, в частности, отменить все названия, связанные с советской эпохой. В отношении новых улиц я бы позволил компании-застройщику самостоятельно или с привлечением жителей называть улицы в построенных им кварталах. Но эти предложения должны быть согласованы Топонимической комиссией. Или отвергнуты с обоснованной аргументацией.

Всеволод Глазунов,
директор по маркетингу LEGENDA:

– Нет ничего плохого в исторических именах в названиях. Может быть, незнакомая фамилия вызовет хоть у кого-нибудь, особенно из молодого поколения, вопрос: «А кто это?» Что это за Коллонтай такой, и вообще, это он или она. Смех смехом, а ведь каждый второй и правда не знает, кому принадлежит эта фамилия и почему ее увековечили в названии улицы.

Неплохо бы вспомнить, что в Петербурге целые районы являются тематическими. Например, все улицы в окружении проспекта Ветеранов названы в честь героев Великой Отечественной войны или отсылают к каким-то событиям этого времени. Часть Невского района у проспекта Большевиков — «революционная» (привет, Александра Коллонтай!). Что с ними делать? Тотально переименовывать?

В новых микрорайонах, конечно, появляется поле для творчества. Но все-таки есть законы жанра, и ориентироваться лучше по существующим в этом окружении названиям. Если они привязаны по смыслу к локации или посвящены одной теме («Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную… ») — разумно будет сохранить эту гармонию, она создает общее настроение и впечатление от места, в котором живешь.

Юрий Добровольский,
заместитель руководителя Петербургского городского филиала Мосгосэкспертизы:

– Невский проспект, улица зодчего Росси, Дворцовая площадь — приятные и понятные названия. Сложных и не всегда понятных имен, таких как Друскеникский переулок, или улиц с одноименными переулками, таких как Почтамтская улица и Почтамтский переулок, стоит избегать. Обозначать улицы в новых кварталах надо исходя из принципа «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Называть улицы и проспекты именами известных людей — хорошая традиция, если личность однозначно воспринимается обществом.

В Петербурге, даже в новых кварталах, сложность скорее не с названиями улиц, а с их пропускной способностью. Например, в «Северной долине» почти на всех улицах для проезда свободен только один ряд. Поэтому Петербургу не хватает Широких улиц.

Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:

– На мой взгляд, переименовывать названные в советское время улицы — дело неблагодарное. Во-первых, городской бюджет можно и нужно расходовать на более полезные цели. Во-вторых, это некорректно и с точки зрения сохранения исторической памяти. Для многих поколений ленинградцев-петербуржцев советские названия улиц навсегда связаны с героической защитой города во время войны и блокады, с другими значимыми историческими событиями, с воспоминаниями о годах детства и юности.

Что касается новых улиц, то их названия нужно выбирать с учетом мнения горожан. В Петербурге много улиц, носящих имена известных политиков, архитекторов, музыкантов и т. д. А вот улиц, названных в честь прославленных спортсменов, мало. Хотя для молодежи это было бы правильным ориентиром. Например, мы готовим обращение в Топонимическую комиссию с предложением назвать одну из новых улиц в Петроградском районе, на Леонтьевском мысе, в честь легендарного советского баскетболиста Александра Белова.

Сергей Хромов,
генеральный директор ООО «Город-спутник «Южный»:

– Раньше улицы часто называли в соответствии с их назначением, и в некотором смысле названия служили подсказками и ориентирами для горожан. Например, Разъезжая улица была местом, откуда извозчики разъезжались по разным направлениям, по пригородам и слободам. Такая логика понятна.

Называть улицы и проспекты именами известных людей можно, но нужно, чтобы это были признанные личности: ученые, писатели, поэты, музыканты и пр. Логично присваивать улицам имена знаменитостей, если они здесь родились и выросли или долго проживали и творили.

Названия улицам в новых кварталах стоит давать исходя из географического положения, истории места и иногда, возможно, по результатам голосования жителей. В нашем проекте будут десятки новых проездов и улиц. Те, которые расположатся на территории «ИТМО Хайпарк», возможно, будут названы в честь ученых, работавших в университете ИТМО. В любом случае все названия будут согласовываться с Топонимической комиссией Петербурга.

Юлия Жалеева,
руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк»:

– Топонимы — важная составляющая образа города. Традиция называть городские объекты в честь известных персон существует, возможно, так же долго, как и градостроительство. Наивно полагать, что от нее можно просто отказаться. Но имена улиц должны рождаться из контекста, а не навязываться.

Однако имя места не должно возникать и спонтанно. Например, Среднерогатская улица в нашем комплексе «Триумф Парк» — топоним с историей. Она названа так из-за находившегося здесь контрольно-пропускного пункта по дороге в Царское Село. «Рогатки» (или современным языком — шлагбаумы) были установлены в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей». Всего таких КПП по дороге к царской резиденции было три, «средняя» как раз находилась совсем недалеко от нашего комплекса.

Николай Урусов,
генеральный директор СК «Красная стрела»:

– На мой взгляд, переименование улиц — процесс циклический, конъюнктурный. Сначала их переименовала советская власть, сейчас мы, потом через 30 лет эти улицы опять переименуют? То же относится и к улицам, названным в честь исторических личностей, например Карла Маркса.

Неужели с годами его историческая значимость уменьшилась или труды обесценились? На мой взгляд, ничего, кроме практического неудобства, связанного со сменой прописки, для жителей этих улиц изменения не несут. Такими вещами можно заниматься, когда вам совсем нечего делать. А в Петербурге есть неотложные вопросы.

Екатерина Тейдер,
руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group:

– Существует несколько классических принципов выбора названий для улиц. Название должно иметь какой-то логический смысл, быть комфортным и понятным в использовании — легко произноситься и запоминаться. С этой точки зрения, например, сложным является название улицы 1905 года. Классически принято называть магистрали по географическому принципу, например, Московское шоссе ведет в сторону столицы. Это удобно и может подсказать, где находится улица. Часто названия давали в честь выдающихся людей, уникальных объектов и тех приоритетов, которые были на тот момент в государстве. Я бы руководствовалась этой логикой и для названий новых улиц. А вот спонтанно менять старые названия не стоит. Лучше сосредоточить творческие усилия на названиях в новых районах. Кроме того, имя Петра Великого стоило бы увековечить в названии одной из основных магистралей города.

Андрей Хитров,
генеральный директор компании EKE в Петербурге:

– Я предпочитаю дореволюционные названия, но спокойно отношусь и к советским. Понятно, что мост Лейтенанта Шмидта так и будут называть: привыкли за столько-то лет… Советские под разными номерами — немного скучно. Все-таки лучше, когда улицам дают имена людей, которые боролись за свободу России, положили жизнь за нее или послужили русской культуре. Особенно если они были петербуржцами. По крайней мере, у детей появится повод поинтересоваться, кем этот человек был, что собой представлял. Очень рад, что в городе наконец-то появилась улица Даниила Хармса. Его чудесные ироничные рассказы о старом Петербурге стоят того, чтобы помнили об их авторе.

Алексей Шаскольский,
заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:

– Мне не нравятся названия, связывающие Петербург с революционным прошлым Петрограда. Понятно, что прошлое не зачеркнешь, но пусть эта страница будет наконец-то перевернута. И я рад обратным переименованиям. Понятно, что с Рождественскими это произойдет легко, учитывая взгляды и пристрастия нашего действующего губернатора.

Что касается новых улиц, то я рад, что увековечены имена Федора Абрамова, Михаила Дудина. Странно, что в Петербурге до сих пор нет улицы Анны Ахматовой. Вообще, раз уж наш город имеет отношение к культуре, несмотря на активное сопротивление этой идее и властей, и граждан, надо собирать букет названий в честь российских деятелей культуры и науки, особенно тех, кто что-то добавил к ауре города.