21 ноября, 12:24

Если гражданский брак приравняют к официальному, как это повлияет на сферу недвижимости?

28 января 2018 в 20:00

В Думу внесен законопроект: сожительство предлагают приравнять к официально зарегистрированному браку при соблюдении нескольких условий: пять лет совместной жизни или два года и общий ребенок. Своим мнением с NSP поделились Светлана Денисова, Дмитрий Майоров, Петр Буслов, Андрей Кириллов, Максим Ельцов и др.

Как вы относитесь к этой инициативе? Если она (вдруг) будет реализована, это затронет и сферу недвижимости (раздел и правила приобретения имущества, налоговые льготы и пр.)? Пойдет это рынку на пользу или во вред? Влияет ли (по вашим наблюдениям) на поведение клиента штамп в паспорте?

Светлана Денисова,
начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

– По крайней мере, закон добавит ясности в спорных ситуациях, прежде всего в имущественных вопросах. В отношении любых законов действует основной принцип: они должны оформлять сложившиеся в обществе отношения. Этой проблемой имеет смысл заниматься с другого конца — культивировать в обществе практику человечного развода, тогда, может быть, брак не будет выглядеть таким страшным. Сердечные отношения штампом не регулируются, но есть материальная основа жизни, и она нуждается в правовом оформлении.

Валерия Костина,
управляющий директор ГК «Плюс»:

– Предложенный законопроект внесет сумбур в существующий Семейный кодекс, в частности из-за того, что невозможно корректно и полноценно определить и сформулировать такие взаимоотношения. На защиту прав какой группы ориентирована эта инициатива? Сам термин сожительства неясен, как и критерии определения его длительности: официальный брак нередко бывает и более коротким. Предполагаю, что некорректная формулировка вызовет больше вопросов и заставит постоянно актуализировать определение этой формы отношений. Дополнять его главами: о гостевом браке, о частичной занятости в отношениях, сожительстве выходного дня и пр. Это приведет к полутонам в законодательной базе, неоднозначным нормативно-правовым актам, которых не должно быть в юридическом поле.

Что касается рынка недвижимости, то на практике это увеличит число проблемных, спорных сделок с решением в судебном порядке. Единственное, что действительно полезно из предложенного, — это законодательная база, позволяющая защитить права ребенка, рожденного вне брака, и обеспечить материальный и моральный комфорт при расставании родителей.

Дмитрий Майоров,
генеральный директор компании «Русь: Новые территории»:

– Я поддержу предложение сенатора Антона Белякова. Я бы даже еще смягчил требования: достаточно двух лет совместной жизни. В романтический послереволюционный период регистрация была не нужна — как буржуазная формальность, которая мало что говорит об отношениях.

Конечно, нужно проработать юридические основания: как доказывать ведение совместного хозяйства и пр. (Нельзя забывать, что у нас в стране замужних женщин намного больше, чем женатых мужчин.) Но с этой задачей вполне мог бы справиться квалифицированный, непредвзятый суд…

В России довольно много разных форм совместной жизни. И такой шаг со стороны законодателя мог бы существенно упорядочить и сами отношения, и их последствия.

Елизавета Яковлева,
руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:

– Инициатива соответствует общепринятым нормам поведения, и весьма разумна. Однако штамп в паспорте позволяет судить о сроках отношений однозначно, а вот в случаях с сожительством официальных однозначных дат, кроме как даты рождения ребенка, не будет, и сложно будет доказать наличие пяти лет совместной жизни.

Конечно, семейное положение влияет не только на рынок недвижимости, но и на рынок нотариальных услуг. Необходимость разнообразных справок от нотариуса возрастает с числом штампов в паспорте. Оформление сделок будет требовать все больше и больше документов.

Глобально такая законодательная инициатива не повлияет на рынок недвижимости, только на оформление квартир. Но заставит многих задуматься о перспективах совместной жизни, об обустройстве совместного жилища и его оформления.

Полина Яковлева,
директор по развитию компании ProExpert:

– Я положительно оцениваю эту инициативу. И конечно, она, если будет реализована, затронет рынок недвижимости, когда супруги будут расходиться. Но с другой стороны, такие действия повлекут за собой череду дальнейших изменений, которые, в частности, коснутся однополых браков, ведь их тоже можно отнести к сожительству. Учитывая консерватизм и менталитет российского народа, ценность института семьи, предполагаю, что подобные изменения ближайшие десять лет не грозят рынку.

Петр Буслов,
руководитель группы маркетинга ЦДС:

– На мой взгляд, такая инициатива — это не хорошо и не плохо. Пока она больше похожа на информационный шум, чем на что-то реальное. Если бы это предложение имело шансы воплотиться в жизнь, я бы сказал, что для рынка недвижимости оно будет иметь негативные последствия. Есть риск, что многие покупатели начнут скрывать приобретение дорогостоящего имущества от своих «половинок», желая избежать осложнений в будущем.

Алексей Васильченко,
генеральный директор ОАО «Региональное управление оценки»:

– Девушек жалко! Ведь теперь мужчины точно при свидетелях цветов не подарят, в хлопотах не помогут и на общем фото не приобнимут. Себе дороже потом доказывать в судах, что ты с ней не сожительствовал все это время. Удивляет странное желание отождествить одно из важнейших осознанных решений в жизни двух людей с неким подобием «приобретательной давности». Кстати, для движимого имущества как раз установлен пятилетний срок.

Не думаю, что это может как-то ощутимо повлиять на рынок недвижимости. Но у кого точно работы прибавится, так это у юристов и оценщиков в рамках бракоразводных процессов — по бракам, возникшим на таком шатком основании.

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:

– Мне сложно оценить происхождение и насущность этой инициативы, но делить в итоге станут активнее, квадратные метры в том числе, хотя на общем их количестве это вряд ли отразится: в одном месте убудет, в другом прибудет.

Возможно, оживятся риэлторы и юристы. А вот на судьбы девелоперского сообщества подобное заигрывание с гражданами, увы, не повлияет, застройщики уже и так сильно «женаты». Помните, как в «Бесприданнице» — «неразрывные цепи». Поэтому нам что воля (чужая), что неволя (своя) — все едино…

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:

– Я негативно отношусь к этой инициативе. Есть две формы: официальный брак со всеми юридическими и морально-этическими последствиями и просто сожительство, при котором юридических прав нет, а морально-этические последствия есть. И тут уж личная воля мужчины и женщины, что выбрать. Зачем нужна какая-то промежуточная форма? 

Андрей Кириллов,
директор по маркетингу и продажам компании «Мегалит»:

– На поведение инвестора штамп в паспорте практически не влияет, для таких сделок не требуется согласие супруги или супруга, здесь больше свободы. Наличие законной второй половины точно мешает человеку совершать импульсивные покупки. Даже если ему они кажутся выгодными, приходится искать аргументацию. Подстраховаться на случай неудачного брака стремятся в основном родители молодых людей: делая подарок молодым к свадьбе в виде отдельной квартиры, они стараются все же оформить жилье на своего ребенка до регистрации. Это объяснимо: обжегшись на молоке, люди готовы дуть на все остальные жидкости. Но в последнее время мы видим, как набирают популярность компромиссные решения. Например, брачные контракты.

Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»:

– При работе с клиентами и при приеме сотрудников на работу для нас нет никакой принципиальной разницы, женат (замужем) он (она) или нет. Логично, конечно, предполагать, что молодая замужняя сотрудница может вскоре уйти в декрет. Что ж, тогда порадуемся за улучшение демографической ситуации пусть и на фоне некоторых сложностей с выполнением проекта.

Если же говорить о законопроекте, считаю это очередным болезненным случаем популизма у отдельных депутатов: придумать что угодно, лишь бы обратить на себя внимание.

Заключение брака — это древняя христианская традиция, и во все времена государство регулировало эти отношения. Возможно, есть те, кому нравится свободная любовь, и это их право. Но я против. Я консерватор.

Максим Ельцов,
генеральный директор Первого ипотечного агентства:

– Инициатива меня немало озадачила. Насколько я знаю, определенные решения и сегодня принимает суд, если люди вели совместное хозяйство и т. д. Разделить квартиру в любом случае сложно. А если мужчина и женщина не состоят ни в каких отношениях, но по стечению обстоятельств оказываются прописаны в одном месте — тогда что? Этот законопроект, по-моему, оказывает медвежью услугу всем сторонам. Лучше уж поощрять вступивших в брак медалью или премией, чем насильственно загонять в него.

Штамп в паспорте сильно влияет на поведение человека, когда он приобретает недвижимость, особенно когда делает это в ипотеку. Он влечет за собой конкретные юридические последствия. Поэтому сразу становится видно, что для человека этот штамп — обуза или он правда готов разделить с партнером и горе, и радость, пока смерть не разлучит и так далее. Нам довольно часто приходится наблюдать, как люди, вроде бы приобретая квартиру для своей будущей семьи, спешат оформить покупку до официальной регистрации брака.