НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

16 мая, 19:20
16 февраля 2018 в 12:00

Минстрой пошел за мусором

За раздельный сбор мусора жителей России поощрят рублем. Система мотивации заработает уже с середины года, обещает замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

За раздельный сбор мусора жителей России поощрят рублем. Система мотивации заработает уже с середины года, обещает замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

«Мы планируем, что с середины 2018-го этот механизм уже будет юридически доступен и он станет обязательным, – цитирует чиновника «РИА Недвижимость». – Люди в большинстве случаев стремятся к раздельному сбору».

Минстрой собирается внедрить новую модель сбора твердых бытовых отходов, установив льготный тариф для тех, кто выбрасывает мусор раздельно. Тариф для тех, кто не хочет или не может этим заниматься, будет выше за счет заложенных в него затрат на сортировку отходов.

Нормативно-правовая база, которая позволяет муниципалитетам начать раздельный сбор мусора, по словам чиновника, готова. C 1 января 2018 года вступил в силу закон о раздельном сборе мусора. Разработан проект постановления Правительства РФ, который вносит изменения в нормативные акты, регулирующие обращение с ТБО, включая ввод дифференцированных тарифов.

Сейчас, по опросу Национального агентства финансовых исследований, мусор сортируют 22% жителей России. У 79% населения для этого нет необходимой инфраструктуры – прежде всего, специальных контейнеров. По мнению законодателя, раздельный сбор и вывоз отходов должны обеспечить единые операторы по обращению с ТБО, выбранные в регионах.

Учитывая, что только 25 регионов выбрали таких операторов  (например, в Петербурге им стал завод МПБО-2, а в Ленинградской области его до сих пор ищут), компании просто не успеют сделать необходимые инвестиции в оборудование до лета. Большинство операторов не успеет обосновать и утвердить с властями новые тарифы на сбор и вывоз отходов. Так что система поощрения раздельного сбора вряд ли заработает к лету. Но уж с 2019 года точно, надеются в Минстрое.

«Новая система обращения с отходами должна полностью заработать в стране к 1 января», – утверждает Андрей Чибис.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна ГАРКУША, эксперт экологического движения «Раздельный сбор»: 
– В принятых поправках в 89-ФЗ, вступивших в силу с 1 января, «раздельный сбор» переименован в «раздельное накопление». Таким образом власти отменили необходимость получения лицензии на эту деятельность. Но коллизия состоит в том, что организация раздельного сбора отходов на контейнерных площадках и ранее не требовала лицензирования, потому что это была работа с отходами 5-го класса опасности. Громкие слова, что теперь не нужно лицензирование, – просто дополнительная констатация факта. 
Основные проблемы внедрения раздельного сбора отходов состояли, во-первых, в его необязательности для регионов (местные власти должны были сами решать, используют они его или нет); во-вторых, в устаревших СанПиНах (ограниченное количество контейнеров на одной площадке, ежедневный вывоз, не менее 20 метров от ближайшей стены жилого дома и т.п.); в-третьих, в нерентабельности из-за высоких расходов на вывоз и низкой стоимости вторсырья; в-четвертых, в отсутствии финансового стимула у населения участвовать в раздельном сборе вторсырья.

ЧТО ДАЛИ ПРИНЯТЫЕ ПОПРАВКИ?
1. Управляющие компании и торговые сети теперь знают, что им не нужна лицензия для организации раздельного сбора отходов.
Но если речь не идет о более низком тарифе на вывоз раздельно собранных отходов, у них нет никакого стимула его внедрять. 

2. Как и раньше, не предусмотрены никакие инструменты для стимулирования населения. Нигде не написано, как изменится сумма в розовой квитанции или как должна поступать управляющая компания, если она сэкономила деньги жильцов на вывозе отходов.

3. Так как раздельный сбор по-прежнему не обязателен для регионов, то при нежелании им заниматься региональные власти не вносят соответствующие меры в государственные программы, а значит, не имеют права на субсидии для развития инфраструктуры раздельного сбора. Без субсидий и дотаций сбор вторсырья на придомовых площадках продолжает оставаться нерентабельным. А региональный оператор по-прежнему вправе не разрешить ставить контейнеры на площадках согласно Правилам по обращению с твердыми коммунальными отходами.

4. Требования к организации раздельного сбора (теперь накопления) остаются такие же, как и для смешанных ТКО, т.е. в соответствии с СанПиНами. При этом возникает путаница: если вторсырье по-прежнему считается ТКО, его надо вывозить ежедневно; а если это накопление, то разрешается хранить до 11 месяцев.